АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ:«ПОМНИТЕ О ТОМ,ЧТО МОДА-ВЕТРЕНИЦА

Известный историк моды не советует женщинам торопиться со сменой образа

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Главное — гармония

Можно ли всю жизнь оставаться иконой стиля? Александр Васильев на этот вопрос отвечает так:

Это редко кому удается. Одних уничтожали кокаин, алкоголь. А были примеры заката звезд только из-за перемены образа. Во время Второй мировой войны в Америке была очень популярна Вероника Лейк. Ее падающие волной на плечи волосы вызывали так много подражательниц, что министерство экономики обратилось к актрисе с просьбой изменить прическу: у работниц военных заводов, взявших на вооружение ее образ, волосы попадали в шестеренки станков. Вероника была патриоткой своей страны и остриглась. В результате ее перестали снимать.

Некоторые образы надо культивировать. Та же история была с Мирей Матье. Всю жизнь она носит свою знаменитую прическу «паж», но в 1970-е годы, поддавшись моде движения хиппи, отрастила волосы. И ее перестали слушать. Голос тот же, а образ незнаком. Поэтому звезде трудно перейти от одного образа к другому. Это не значит, что меняться не нужно.

Должна быть гармония. Неувядающая икона стиля — Катрин Денев. Начала карьеру в кино ребенком в 50-е. И с тех пор не потеряла своей короны. Катрин Денев — потрясающая женщина, сумевшая умело постареть. Она никогда в солидные годы не пыталась изобразить из себя девчонку. Это самое ужасное, когда сзади — лицей, а спереди — музей. А эта актриса сумела так достойно переходить из поколение в поколение, что и по сей день имеет массу поклонников. В отличие от своей ровесницы Бриджит Бардо.

На лекцию известного историка моды Александра Васильева «Иконы стиля XX века» собрались омские модницы. 99 процентов пришедших в Концертный зал — женщины от 15 до 85. Ведущий передачи Первого канала «Модный приговор» их не разочаровал.

Восемь переодеваний в день

Александр, вы были художником по костюмам десятков балетных и оперных спектаклей в разных странах. Сегодня этим не занимаетесь?

Занимаюсь. Сейчас создаю костюмы для балета «Лауренсия»
в Театре оперы и балета Белоруссии. Работаю с балетмейстером Ниной Анамиашвили. Кроме того, » готовлю костюмы для постановки спектакля «Горе от ума» в Театре имени Моссовета.

И издаете книгу за книгой. Их уже 30. Как все успеваете?

Раньше выпускал по три книги в год, но это были сборники статей, опубликованных ранее в журналах. А работа над книгами «Русский Голливуд», «Русская мода. 150 лет в фотографиях», «Красота в изгнании», «Европейская мода», «Русские интерьеры» заняла много времени. Сегодня у меня его нет из-за передачи «Модный приговор».

Вы однажды сказали, что в день поступает 70 заявок на участие в передаче. Вы занимаетесь выбором героинь?

Нет, это делают редакторы. Они ищут самые рейтинговые истории. Для телевидения это важно. Вот я вчера позвонил редактору и услышал, что рейтинг «Модного приговора» упал из-за событий на окраине. Все смотрят новостные каналы, людям стало не до развлекательных шоу. Атак как чуть ли не у каждого россиянина есть немного украинской крови или он душой и дружбой связан с жителями Украины, то переживается происходящее очень болезненно. «Модный приговор» — передача для женщин.

А женщины, посмотрев новости, пьют валерианку и думают совсем не о том, какой длины юбку нужно купить к весне.

В каком режиме идет работа над «Модным приговором»?

Четыре дня мы записываем по четыре передачи в день. Работаем с утра до часу ночи.

Значит, ведущим нужно четыре раза переодеваться?

Восемь. Ведь нам приходится ждать, когда стилисты приведут в порядок героинь.

Иконы стиля

Александр, почему вам кажется важным рассказать нашим современницам о женщинах-иконах стиля XX века. Это ведь ушедшая эпоха?

Время — всегда ушедшее понятие. Я рассказываю о тех, кто владел умами, кто вдохновлял на подражание, Икона стиля -это всегда опыт создания образа. Я говорю и об истоках моды. Память у людей короткая. Ну кто, например, сегодня задумывается о том, что обвисающие брюки, которые сегодня стали символом свободы у молодежи, были придуманы Чарли Чаплином для его самобытного образа. А усики этого актера были скопированы Гитлером.

Или кто знает о знаменитой актрисе Поле Негри. Ее настоящее имя Аполония Халупец, но с ним нельзя было сделать карьеру, и она взяла псевдоним. Пола была красивой, выразительной — и с косой. Ее стилем в наше время воспользовалась Юлия Тимошенко, и очень удачно. Как мы бы к ней ни относились, образ был правильно придуман, коса сыграла свою роль в восприятии этой женщины. Образ — это запоминающаяся, привлекательная упаковка.

Откуда это выражение — иконы стиля?

Оно родилось в США, впервые появилось в журнале Vogie.

А к кому из советских женщин оно могло бы иметь отношение?

Безусловно, к Любови Орловой, она была иконой стиля сталинского времени. Интересна история ее образа. В России была выдающаяся актриса, возлюбленная Немировича-Данченко, а потом звезда Голливуда Ольга Бакланова. Когда в 1925 году она получила контракт на Бродвее и уехала, на ее роли в опереттах ввели молодую актрису Орлову. Слава Любови Петровны началась с того, что ее перекрасили и загримировали под Бакланову, в стиле ар-деко. А спустя годы многие женщины мечтали иметь такие же прически, сумочки, блузки, меха, как у Орловой.
В Париже модой не интересуются

У наших женщин долго не было возможности следовать моде, а потом к ней возник повышенный интерес. Как раз в то время, когда в других странах перестали думать о моде…

Да, парижанки ни за что не будут сидеть у телеэкрана, чтобы посмотреть дефиле. Они интересуется только тем, что выставлено в витринах, особенно в моменты распродаж. Больше того, в Париже модно не интересоваться модой, не краситься, не носить каблуки. Наших женщин, когда они бывают за рубежом, удивляет, что на улицах они сразу издали узнают соотечественниц. Почему? Потому что наши женщины перестарались. Яркие губы, высокие каблуки, в которых ходят даже по булыжной мостовой, броская одежда.

Двадцать лет назад это можно было бы назвать реакцией на дефицит вещей. А сейчас?

Реакцией на дефицит мужчин. Для многих выезд за рубеж — это воплощение мечты познакомиться с прекрасным принцем. Кажется, вот за этим поворотом в Милане он меня и заметит. В России, по официальной статистике, женщин — 55 процентов. Из оставшихся нужно вычесть алкоголиков, наркоманов, психически нездоровых, сидельцев тюрем.

Ситуация и толкает на чрезмерность макияжа и яркость. Во время войн всегда в моде была ярко-красная помада. Идет сражение за мужчин.

А как вы относитесь к желанию женщин стать красивыми с помощью процедур и пластической хирургии?

-Я говорю: не торопитесь что-то с собой делать. Например, женская грудь в 20-х и 60-х годах была не в моде, а в 30-х, 50-х, 90-х- наоборот, считалось достоинством. Боже упаси прибегать к пластической хирургии. И когда женщины уничтожают свои брови, чтобы сделать татуировку, или меняют губы, они должны знать: эта мода пройдет. Татуировки сделала популярными появившаяся мода на то, чтоб казаться плохим, сидевшим в тюрьме, бывалым.

Помните, дорогие женщины, что мода — ветреница. Сегодня она требует одно, завтра — другое. Поэтому всегда советую обойтись без радикальных изменений, найти вдохновение в других образах и жить счастливо. Даже если вы считаете, что у вас лишний вес, помните, что мода на худобу появилась только в 60-х годах, а прежде ценились иные формы. Вот и находите удовольствие в том, что вы женщины другой эпохи. Не завидуйте худышке с обложки из журнала. Поставьте вопрос иначе: что такое она против вашего двойного высшего образования.

Сегодня возраст не препятствие для того, чтобы следовать моде?

Моя подруга, знаменитая в прошлом парижская балерина, 99-летняя Ксения Триполитова говорит: «Пейте шампанское, в нем все витамины». Она поднимается на пятый этаж без лифта, водит машину, паркуется. Недавно начала волноваться из-за появления морщин. Спрашивает: «Может быть, я начинаю стареть?» Я говорю: «Конечно, нет!» — «А не надо ли мне сделать подтяжку лица?» Договорились, что сейчас рановато, вот к 100-летию этим можно заняться.

Долголетие прекрасно. Но женщины должны знать некоторые правила. Например, то, что мини-юбку можно носить только до 40 лет. Дома, конечно, и до 95, но в люди позже ДО нельзя. И не нужно успокаивать себя тем, что у вас ноги такие же, как в 18. Так не бывает. Все-таки юбка на палец или два ниже колена — это элегантно, выше — часто вульгарно.

Вкус — как музыкальный слух

Александр, вы самый известный в стране просветитель в области моды. А вообще, хорошему вкусу можно научить?

Я считаю, нельзя. Вкус — не благоприобретенное, а врожденное качество. Как и музыкальный слух. Вы верите, что у детей, которым медведь на ухо наступил, можно развить слух? Да, если их отдать в музыкальную школу, работать с ними, они смогут стоять в третьем ряду хора. Не ближе. И не станут музыкантами и дирижерами. Так и со вкусом. Он — из семьи, от родителей, у которых есть вкус.

А если вы выросли среди пластиковой мебели с плюшевым ковриком над кроватью, на котором изображены лебеди, если с утра слышите только примитивную музыку, не бывали в филармонии, театрах, музеях, вас не учили любоваться чудесами природы (а ведь нет ни одной безвкусной птички), то откуда появится вкус? А вот чувство стиля привить можно. Для того и все наши усилия.

Вы не в первый раз в Омске. Ваши впечатления?

Во-первых, зал, где за три с половиной часа лекции я увидел много женщин — икон стиля. Во-вторых, я знаю, люблю омскую школу дизайна одежды в Институте сервиса. Бывал в жюри конкурсов, читал лекции, всегда всем рассказываю о таланте педагогов и учеников. А еще на этот раз в очень короткий свой визит в Омск я с большим интересом посетил Центр изучения истории Гражданской войны. Одна из тем, которые меня интересуют, — первая русская эмиграция, я был в гостях у омских харбинцев. И на этот раз узнал много интересного о городе, который был третьей столицей России.