УПРЯМАЯ ФЕРМА

«Ваш ОРЕОЛ» побывал в гостях, пожалуй, у самого скандального фермера Омской области Сергея Гордиенко. Буквально на днях он добился извинений от губернатора Назарова

НЕТ СЧЁТУ ГОЛОДОВКАМ

Доедете до Одесского, а там спросите: «Где тут сумасшедшие фермеры живут?» Да вам любой подскажет, — так объяснила мне дорогу к своему хозяйству жена фермера Анастасия Гордиенко. Благодаря скандальным фермерам местные ещё не забыли о маленькой деревне Решетиловка. Уже несколько десятилетий её нет на карте, но она существует. Это редкий, едва ли не единичный случай, когда не власть решает, жить ли той или иной деревне, а человек, точнее всего лишь одна крестьянская семья.

Уж не знаю, сумасшедшие ли эти люди, но их упёртость точно балансирует на грани фанатичности: столько лет ногтями и зубами вгрызались в свой кусок земли, что никто не смог оторвать их от него. Чтобы противостоять чиновничьей системе, они использовали в своём арсенале крайнюю форму протеста — голодовку. Сколько их было, фермер Гордиенко уж и не упомнит, говорит, по крайней мере, штук пять.

А ещё со своими проблемами они регулярно ездили в Москву. В семейном альбоме фото: чета Гордиенко и Зюганов, а вот позирует Жириновский… Так чего же десятилетиями добивались упёртые фермеры?

Всего-то права жить и работать на земле, заниматься любимым делом — животноводством. То есть тем, чем заниматься сегодня непрестижно и невыгодно.
НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ НЕ СТРАШНО

Деревня Решетиловка Одесского района приказала долго жить в начале 1980-х годов, в те времена, когда село укрупнялось. Власть действовала по привычной всем нам схеме: закрывается школа и фельдшерский пункт — люди уходят с насиженных мест.

Не ушли только Гордиенко. В числе первых, ещё в перестроечные времена, они получили небольшой земельный надел, к тому времени уже заброшенный, и стали жить на отшибе, вдали от всех.

-Общения с людьми нам хватает, — говорит Сергей Гордиенко. — Конечно, могут и лихие люди прийти, но на родной земле не страшно. Работать надо, бояться некогда.

И так пошло-поехало: сначала 69 гектаров земли, теперь — 240. Хозяйство по местным меркам большое: более сотни голов крупного рогатого скота, больше сотни овец романовской породы, пуховые козы, свиньи, птица — количество последних фермер затруднился назвать, не считал. Кстати, овцы и птица — не столько для заработка, сколько для души. Несколько лет назад влюбился Сергей Гордиенко в романовскую породу.

— Все фермеры, как люди, жёнам шубы купили, смотрю, и мой куда-то собрался. Молчит, куда — не говорит, — вспоминает историю появления овец Анастасия Гордиенко. — Думаю, подарка ждать нужно от мужа-то, а он привозит овечек: «Смотри, что я купил!». А глаза так и светятся.

ДВА ГУБЕРНАТОРА

Как дорогу заметёт, так не можем вывезти молоко на продажу, — жалуется Гордиенко.

Эта дорога и есть главная головная боль фермера, его убытки. Ежедневно семья Гордиенко производит до тонны молока. В непогоду всё это добро выливается свиньям и собакам.

Губернатор Полежаев на горе ферме-а внимания не обратил, многочисленные акции протеста не подвигли областную власть решить простой вопрос: пустить после снегопадов дорожную технику к хозяйству. Губернатор Назаров проявил было сердечность, даже лично посетил ферму летом 2012 года, но дело с мёртвой точки не сдвинул — пришлось семье Гордиенко устраивать очередную голодовку в январе этого года. Как писал ранее «Ваш ОРЕОЛ», Назаров принёс извинения за работу чиновников и распорядился дорогу чистить.

Другая проблема семьи Гордиенко — статус поселения. По нашим законам строить жильё на землях сельхозназначения нельзя. А как иначе работать на ферме? Ночевать в селе, расположенном в шести километрах? Тогда хозяйство не убережёт даже пара свирепых кавказских овчарок, чьи зубы почувствовали на себе многие жители соседних деревень. Вроде и с этим вопросом обещал помочь Виктор Назаров.