ОМСКИЙ ФЕРМЕР ВЫСТУПАЕТ ЗА НОВУЮ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ

Сергей Гордиенко из Одесского района считает, что иначе спивающуюся деревню не спасти

О НЕПРАВИЛЬНЫХ ФЕРМЕРАХ

У нас фермерство пошло по неправильному пути, можно сказать, что фермерства-то у нас нет, — говорит Гордиенко. — Кто стал фермером? Бывшие инженеры, директора, а тех, кто действительно хотел на земле работать, их сразу смяли. Приедут, зерно заберут, а денег — ни копейки. Куда ему идти? В прокуратуру? Меня она ни разу не защитила. В результате действий таких землевладельцев — десятки тысяч гектаров угробленной земли и разорённые сёла. Понагляделся я уже на этих горе-фермеров: земля уже не родит, а он всё сеет. Ну брось ты её, чего ты её мучаешь? Земля уже стонет от них.

О ЖИВОТНОВОДСТВЕ И ПЬЯНСТВЕ

Крестьянина нельзя оставлять без животноводства — он начинает бездельничать, спиваться. Ему нужно, чтобы круглый год была работа. Вот пример: Ганновка (деревня в Одесском районе — ред.). Какой бы ни был глава их сельхозпредприятия, он сохранил животноводство — значит, сохранил деревню. Работа у него есть круглый год. А вот по Благо-даровке едешь — домов 20-30 стоят пустыми. Животноводство — основа основ, чтобы сохранить деревню.

Каждый год в нашем районе несколько человек кончают жизнь самоубийством. Такого не было никогда.

Но само государство способствует этому. По телевизору мужик смотрит одно, а домой пришёл, баба говорит: денег нет, того нет, сего… Мужики не знают что делать. Легче сесть на стакан, тогда проблемы сразу решатся. Деревня вся спивается, особенно женщины.

О НАЦПРОЕКТАХ

— Льготный кредит я получил в 1991 году на строительство фермы. Да вот каких-то три года назад я смог получить кредит на технику. Между этими периодами никто никаких льготных кредитов мне не давал. По нацпроекту меня кинули. Я жил… на самовыживаемости. Представьте, как выживать на молоке? Это страшно было. Мне иной раз машину нечем было заправить.

О ЧУВСТВЕ ЗЕМЛИ

— Я не знаю землю так, как её старые люди знали, не чувствую её. Был год у меня, пшеница дала по 60 Центнеров с гектара. Я, конечно, умом понимаю почему, но… Вот в деревне жил старик, к нему все крестьяне шли за советом. Спрашивали, что сеять. Он пройдёт по полям босиком: «В этом году овсы сейте». Это Богом дано человеку.

О КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

Государство должно задуматься над вопросом: как можно довести человека, чтобы он бросил всё и ушёл с земли, которая его кормит? А выходов из ситуации, на мой взгляд, всего два. Первый: пусть опять возвращается коллективизация. Не удивляйтесь, так надо. Иначе всё развалится до конца. Есть второй вариант: открыть в каждом селе свою семейную ферму, пока хоть какие-то крохи остались. Государство должно построить ферму полностью механизированную, с коттеджем, с подъездными путями и выбрать фермера на конкурсной основе. Будешь работать — через десять лет ферма твоя. Но они уже всю землю отдали, как теперь её кроить?

Опять же идти путём коллективизации?

Да. Другого пути нет. Ведь у нынешних землевладельцев теперь проблема: некому сесть на комбайн, некому корову доить.

О провокаторам

Никто за деньги не голодовал. (Бывший руководитель аппарата губернатора Омской области Владимир Радул в недавнем интервью сайту «Омск-Информ» заявил, что в бытность губернаторства Леонида Полежаева Сергей Гордиенко устраивал голодовки за деньги, чтобы дестабилизировать ситуацию в регионе — ред.) Мы за своё боролись, ещё поднимали глобальный вопрос: когда вы прекратите уничтожать село? Кто, как не я, видел, что творится на селе. Радула надо бы поселить в одну из заброшенных деревень, чтобы он на своей шкуре испытал, что такое животноводство и сельское хозяйство. Это человек, который вообще не имеет понятия о крестьянине. Кто-кто, а это он пытается дестабилизировать обстановку, пытается столкнуть нас с Назаровым.

Об убыточном молоке

— Возьми цену на молоко. Десять лет назад она была 13 рублей, этим летом -15 (за литр молока 1-го сорта, сегодня закупочная цена около 17 рублей-ред.). Всё подорожало за эти годы, солярка — в два раза, электричество — в два раза. Какая прибыльность у того, кто занимается животноводством, и какая у того, кто зерно выращивает? У последнего прибыль от земли в три-четыре раза выше, чем у меня. Даже по засухе выгодно, и хлопот меньше. А мне надо 365 дней в году работать плюс затраты выше.