КАК ЭТО БЫЛО

Первого декабря 1978 года нас собрали для того, чтобы первого января 1979-го вышел первый номер «Вечернего Омска»

Вообще, «Вечерний Омск» — это же такая романтика! Вечерний город — это всегда особое настроение. Поэтому вечерняя газета была — в отличие от газеты партийной, застегнутой на все пуговицы мундира «Омской правды» — чуть более живая. Потому что вечером человек может позволить себе расслабиться, и даже самый махровый чиновник снимет с себя лапсердак и оттянет галстук.

У нас тогда был, скромно говоря, достаточно звездный состав: журналисты были специально приглашены из других городов страны, даже квартиры были под это дело выделены. У журналистов был такой хороший творческий зуд: хотелось сделать что-то такое, чего никто до тебя не делал, открыть какие-то ворота перед всеми читателями, чтобы газету вырывали друг у друга. Говоря о пользе мечтаний: так вот, они бывают полезными, когда люди прикладывают к ним свою душу, сердце и труд. Мы приложили. И в итоге тираж у нас стал расти такими бешеными темпами, что в обкоме забеспокоились: «Почему это городская газета начинает опережать областную?» — и немного притормозили этот процесс.

Газета в то время действительно держала руку на пульсе жизни города, наш отдел много рассказывал об интересных людях: про омских художников, артистов и писателей — тогда была достаточно интенсивная творческая жизнь. К нам приезжали, например, большие академические театры из Москвы или Петербурга на длительные гастроли — и, пока омичи знакомились с репертуаром, мы делали интервью с артистами.

«Вечёрка» выходила ежедневно, кроме воскресенья, и это, конечно,, держало всех в тонусе, расслабиться было просто невозможно — и кто эту школу прошел, тому уже было ничего не страшно. Сейчас так много вранья: и фактологического, и технического, и грамматического — а школа советской поры была довольно суровой в плане тщательности. Сейчас в «Вечернем Омске» до сих пор работает Галина Тимофеевна Ярко — она как раз корректор той школы, с высоко поднятым знаменем русской грамотности.

Я бы хотела пожелать нынешним журналистам «Вечёрки», чтобы всегда, устремляясь вперед, вы оглядывались на опыт и традиции предыдущих поколений. Когда дом стоит на фундаменте — тогда он не разрушится, его не сдуют никакие технологические революции. Я хочу пожелать, чтобы вы устояли, чтобы внутри у вас всегда был хороший творческий задор и чтобы вы любили свой город и своего читателя.

Валерий МЕЛЬНИКОВ начал работать корреспондентом «ВО» с самого первого номера, закончил заведующим отделом Советов народных депутатов и быта в 90-х годах:

— Как-то раз в августе или сентябре я собрался за грибами, и, пока ждал электричку, меня нашел журналист «Омской правды» Саша Пешков и сообщил, что со мной хочет увидеться Михаил Алексеевич Вастьянов. Он тогда был в «Омской правде» заведующим промышленным отделом, и мы были знакомы со времен моей студенческой практики. Я пришел, он говорит мне: мы решили открыть городскую газету, приходите. Я говорю: ну, ладно. Был организован отдел Советов и быта, посвященный городскому хозяйству, работе депутатов и так далее. Пешков был заведующим отделом, а я корреспондентом. Через год пришли ребята на практику, которые затем составили вторую волну журналистов «Вечёрки», — Маслов, Коновалов, Кем и другие. Так мы и начали работать.

Первого своего материала для «Вечёрки» не помню, я тогда их выдал целую лавину, но точно помню, что один из ранних назывался «Не будет золушкой зола». Тогда была проблема -все омские ТЭЦ производили миллионы тонн отходов, а ТЭЦ-4, которая за Нефтяниками, и вовсе грозила завалить золоотвалами Новоалександровку. И я тогда поговорил с различными учеными и экспертами и написал о том, как можно использовать эту золу с пользой — делать из неё цемент, использовать при строительстве дорог и так далее. К сожалению, это начали делать только сейчас, хотя можно было сделать и 35 лет назад.

Мы были в числе первых, кто перешёл на формат АЗ, — раньше это никому не приходило в голову и по всей стране были газеты огромного формата А2. Примерно одна полоса субботнего номера была посвящена сатирическим материалам. Сначала мы сами искали для этого темы — через народный контроль, через суды, еще где-то. Но самое интересное, что вскоре народ сам побежал к нам в газету: у кого-то крыша течет, еще какие-то проблемы, кого-то где-то обидели. Мы всё это обрабатывали, старались интересно подать — и обратная связь не заставляла себя долго ждать: виновники безобразий отвечали, мол, крышу мы залатали, проблему решили, бабушку успокоили и так далее. Сейчас этого, к сожалению, практически нет, фельетона как жанра уже не осталось.

Хочу пожелать нынешней «Вечёрке» не бояться браться за самые острые и проблемные материалы, а проблем сейчас в городе море. Нужно сохранять боевой дух, который сложился с . первых дней существования «Вечернего Омска».