ОМСКИЙ ПАПА КАРЛА

Известный художник Сергей АЛЕКСАНДРОВ устроил вертеп

Одни на святки гадают, а другие смотрят вещие сны. К примеру, три года назад именно в святки Сергею Александрову приснилось, что он бродит по городу с передвижным кукольным театром — вертепом. Проснувшись, художник решил воплотить ночные фантазии в жизнь.

Мастер ножа и рубанка

Вертеп — это ящик с куклами. С помощью этого ящика на Руси разыгрывали целые представления. Изначально — на библейские темы. Но вертепами называли и сами спектакли. Себя показывающим какое-то действо с помощью этого ящика и увидел во сне Сергей Николаевич. Идея художнику пришлась по душе. Проснувшись, Александров взялся за дело.

Ящик, он же вертеп, смастерил собственными руками. Многие думают, что художники — белоручки, но это не так. Сергей Николаевич, например, по диплому учитель черчения, рисования и труда. Он и с рубанком на ты, и с ножовкой не оплошает. Когда вертеп был готов, настала очередь кукол. Вооружившись ножом, Александров стал вырезать своих «буратин».

Папе Карло было существенно легче, — смеется владелец вертепа. — Он вырезал из полена лишь одного Буратино, а у меня в театре целая дюжина кукол.

Чтобы их смастерить, пришлось попотеть. А сценические костюмы для будущих артистов вертепа сшила любимая теща Александрова. Через три месяца кукольный театр уже мог давать представления. Оставалось лишь подобрать пьесу и отрепетировать новый спектакль.

Один за всех

Рождество Христово и связанные с этим истории — вот изначальные темы для русских вертепщиков. Омский художник тоже решил начать с классики. Побродив в Интернете, он нашел несколько вариантов пьесы про царя Ирода. Выбрав тот, что больше пришелся ему по душе, Александров приступил к репетициям.

В годы студенчества Сергей Николаевич играл в молодежном театре «Протей» Сергея Рудзинского. В том самом, из которого позже вырос известный всем омичам «Пятый театр». Вот и настала пора вспомнить молодость.

Репетиции, репетиции и опять репетиции — только так можно отточить мастерство исполнения. Александров репетировал часы напролет, раз за разом прогоняя спектакль с начала и до конца. Он был и сам себе режиссер, и сам себе артист. Причем работал один за всех.

Я озвучил все роли, — говорит Сергей Николаевич. — Причем даже женские. Правда, для этого пришлось обработать мой голос в студии звукозаписи.

Следует пояснить, что омский вертепщик выступает под фонограмму. Поясняет, что в его представлении масса звуковых эффектов, которые при живом исполнении потеряются. А ему хочется, чтобы звук во время спектакля был качественным.

— Когда я за что-то берусь, то делаю это профессионально, — рассказывает художник. -Если я решил сделать вертеп, то это должен быть настоящий кукольный театр, а не какая-то самодеятельность.

Зрители такое стремление оценили.

Круче, чем в Голливуде

Вертепщика, как и волка, во все времена ноги кормили. Он бродил по улицам и давал представления. Чтобы бедняга не надорвался, таская свой кукольный театр с места на место, ящик с куклами должен быть небольшим. Раньше вертепы делали так, чтобы влезали в повозку. Погрузил ящик в сани и поехал народ веселить.

А мой легко помещается в багажнике легковушки, — улыбается Александров. — Очень удобно ездить по вызовам.

Омского «папу Карло» с его «буратинами» приглашают домой и на корпоративы, в организации и на разные мероприятия. Однажды Александрова позвали даже на фестиваль «Солнцестояние» в знаменитое Окунёво. Потом утверждали, что не пожалели об этом.

Чем хорош мой вертеп? Тем, что он облегчает жизнь зрителям, — улыбается Сергей Николаевич. — Это же настоящий кукольный театр, но ходить никуда не надо. Набрал мой номер, и театр сам к тебе в гости приедет в багажнике моей «Нивы».

А если серьезно, то есть в куклах какая-то магия. Вроде бы ну куда простому вертепщику с его ящиком до Голливуда — ан нет. Как оказалось, и в нашем веке куклы еще способны людей удивлять. Может, поэтому спектакли Александрова и смотрят с большим интересом. Зрители переживают, словно на премьере где-нибудь в Каннах, и аплодируют, не жалея ладоней. А на Покровской ярмарке, где Сергей Николаевич тоже работал, его творчество по достоинству оценил клоун Слава Полунин. Тот самый, из «Снежного шоу». Посмотрел «Царя Ирода», подошел и сказал: «Замечательно!»

А уж как эта история нравится ребятишкам!

Экшн на Рождество

Старшее поколение знает, а молодежи напомним краткое содержание истории про царя Ирода. Волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. Царь весьма разозлился и повелел убить всех младенцев как в самом Вифлееме, так и в окрестностях. Но маленький Иисус уцелел, а Ироду самому снесли голову.

Она во время спектакля действительно отлетает, — поясняет Сергей Александров. — И даже кровь хлещет из раны. Правда, ненастоящая — вместо нее появляется красная тряпочка.

Как ни странно, но такой вот рождественский экшн в кукольном исполнении омичам нравится. Эту историю вертепщик показывает уже несколько лет и снимать с проката не собирается. Наверное, что-то есть в ней такое, что берет людей за душу и заставляет о многом задуматься. Правда, самые маленькие из зрителей нередко ревут во время просмотра. Им жалко младенцев, особенно когда одного из них воин протыкает копьем. Зато как радуются ребята, когда царю Ироду срубают башку косой! Справедливость, как всегда, торжествует.

Спектакль про царя Ирода я обычно показываю зимой, говорит Сергей Николаевич. — Но он у меня не единственный. Второй называется «Яблоней цвел». Его я поставил по сказке Степана Писахова.

Но это история больше подходит для взрослых, чем для детей. В ней говорится о том, как мужик превратился в яблоню и что из этого получилось. Впрочем, зачем рассказывать то, что можно увидеть собственными глазами?

Однако художник, он же хозяин вертепа, на достигнутом останавливаться не собирается. Он уже сделал большую куклу-марионетку и со временем будет с ней выступать. Но и вертеп свой не бросит.

Я сделал его не столько для заработка, сколько для себя, для души, — поясняет Сергей Александров. — Мне нравится ходить со своим кукольным театром по городу и давать представления.