СТАРИННАЯ ДОРОГА

Привлечь в Омскую область туристов поможет Сибирский тракт

Далеко не все омичи сегодня знают, что рядом с нашим городом проходила крупнейшая сухопутная дорога в мире — легендарный Московско-Сибирский тракт. А бывший его ответвлением почтовый тракт заходил на территорию современного Омска — шёл под углом до улицы Тобольской (Орджоникидзе), огибал Успенский собор, затем по Любинскому проспекту (улице Ленина), улице Томской (Лермонтова) и далее вдоль Омки…

История главной дороги Российской империи удивительна и до сих пор недостаточно изучена. По ней проезжали в свое время Чехов, Радищев и Чернышевский, ссыльные декабристы и их жены, многие другие вольные или невольные путешественники, везли грузы на восток в Русско-японскую войну, шли в походном порядке сосланные в Сибирь на вечное поселение за восстание против нового командира солдаты-семеновцы…

В нескольких регионах России легендарную магистраль уже превратили в туристический объект. В Омской области трактом до недавнего времени серьезно занимались только в одном районе — в селе Большие Уки. Там уже несколько лет успешно работает музей истории Московско-Сибирского тракта, в фондах которого хранятся уникальные экспонаты. Но наконец на объект с большим туристическим потенциалом обратили внимание на уровне регионального правительства.

В августе — ноябре прошлого года группа ученых по заданию правительства обследовала несколько участков Московско-Сибирского тракта. Экспедиция Омского отделения Русского географического общества прошла по девяти районам области: Большеуковскому, Крутинскому, Тюкалинскому, Саргатскому, Знаменскому, Тарскому, Большереченскому, Нижнеомскому и Муромцевскому, преодолев более двух тысяч километров. Ученые искали сохранившиеся участки знаменитой дороги и объекты, которые могли бы заинтересовать потенциальных туристов, впервые проводили комплексное исследование тракта -географическое, геологическое и экономическое.

Два с лишним века назад главную дорогу, соединявшую Центральную Россию с Зауральем, строили на совесть. Вдоль трассы насыпали валы -чтобы зимой магистраль не заметало снегом. На больших реках действовали переправы. Соседние деревни процветали.

Но ничто не вечно, даже память. В XXI веке легендарную магистраль исследователям часто приходилось искать, полагаясь исключительно на интуицию: оказалось, что существующие туристические карты практически не соответствуют действительности. А в соседних деревнях подсказать, где именно проходил тракт, могут сегодня только глубокие старики.

Для названия оставшихся нетронутыми участков старинной дороги пришлось изобретать новый термин — их назвали «реликтовыми». Реликтовых участков оказалось на удивление много. Причем кое-где вдоль дороги до сих пор стоят ивы, о которых еще в 60-е писал выдающийся омский историк и краевед Андрей Палашенков. Вообще, интересных объектов рядом с трактом хватает.

Чеховский взвоз — переправа возле села Пустынного, в котором останавливался классик русской литературы, ехавший на Сахалин, канал Иртыш — Омь — знаковая стройка советских времен, памятник Радищеву, поставленный в советские времена на средства жителей села с одноименным названием (не имеющего, правда, к писателю никакого отношения), вырезанный на наличниках деревенского дома царский орел, благополучно переживший 70 лет советской власти…

Мы решили не останавливаться на последней деревне у границы Омской области, а выйти к ближайшей тюменской деревне — селу Камышинка, чтобы тракт не «повис в воздухе». Проезжая мимо, обратили внимание на ставни с царским гербом, зашли в дом поговорить с хозяевами. Они прожили в этом доме около 60 лет и никогда не обращали внимания на то, что у них на ставнях герб Российской империи. Так что для них это тоже было открытие, -рассказал краевед и путешественник Степан ВИКУЛОВ.

Финальной в 2013 году стала экспедиция на знаменитый Аевский волок. Это был один из самых трудных участков гужевого пути от Тобольска до Тары, пролегавшего по займищам и топям. Весной и осенью движение здесь полностью прекращалось: все мосты и гати скрывались под талыми водами. И сегодня туда оказалось возможным добраться только на «танкетке».

В этом году исследования на Московско-Сибирском тракте продолжатся. Можно не сомневаться, ученых на проходящем через наш регион участке легендарной магистрали ожидает еще множество открытий.