КРИМИНАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТ

Ради прибыли торговцы живым товаром готовы на всё

В этом году на границе резко активизировалась нелегальная торговля животными и продуктами животного происхождения. Оно и понятно — ведь это приносит хороший доход. Но что и кого продают бизнесмены от криминала?

«Турецкий шпион»

Торговля животными занимает третье место по прибыльности после наркотиков и оружия. Основу этого бизнеса составляет продажа экзотических видов, но и в нашей стране браконьерам есть на чем сделать деньги. К примеру, на соколах-балобанах, которых скупают арабские шейхи — большие поклонники соколиной охоты.

Партию таких балобанов мы однажды задержали в омском аэропорту, — вспоминает начальник отдела госветнадзора на госгранице РФ и транспорте управления Россельхознадзора по Омской области Алексей ХАРИН. — Их пытались вывезти за границу граждане Сирии.

Чтобы редкие птицы в пути вели себя смирно, их обычно пичкают водкой или снотворным. Одурманенных таким образом соколов, зафиксировав для гарантии скотчем, пакуют в дорожные сумки и вывозят за границу но воздуху. В дороге часть птиц гибнет, но продажа оставшихся с лихвой покрывает расходы на отлов и транспортировку. В тех же арабских странах, к примеру, за одного сокола можно выручить до ста тысяч долларов. Впрочем, отнюдь не всегда дорогих птиц везут за рубеж. Иногда их, напротив, пытаются переправить из-за кордона в Россию. Порой доходит до анекдота.

В клетке сидит, по-турецки говорит — кто это? Одни скажут, что гаст-арбайтер, другие — шпион-нелегал. И первые и вторые будут неправы. Нелегалом оказался большой попугай, которого в прошлом году хотели переправить в Россию из Турции. Его задержали в омском аэропорту и не пропускали на российскую территорию, словно он и впрямь был шпионом.

На птицу не было документов, — поясняет Алексей Харин. — Поэтому попугая вернули на родину, в Турцию.

Впрочем, через границу нелегально переправляют не только экзотических птиц.

Конский вопрос

Времена конокрадов прошли, но й сегодня кое-кто пробует заработать на -лошадях. Например перепродав их в Казахстан. При этом с животными обращаются просто по-варварски.

В Исилькульском районе на трассе остановили машину, — вспоминает Алексей Владимирович. — В кузове было 29 лошадей, которых везли из Бурятии в Казахстан. Причем три в дороге погибли, но их так и не выгрузили. А те, что остались в живых, едва держались на ногах.

Лошади не падали только из-за того, что им просто некуда было падать. Животных набили в кузов так плотно, что между боками кулак не просунешь. Однако торговцев это не волновало. Главное — прибыль, а лошади потерпят. В жуткой давке, в сорокаградусный мороз они проехали целых три тысячи (!) километров. Причем за время пути бедняг практически не кормили и не выгуливали. Позже выяснилось, что на них у перевозчиков не было документов. Более того — коммерсанты вообще не имели права продавать этих лошадей за границу.

Трупы были исследованы на особо опасные инфекции, — говорит Харин. — А живых лошадей накормили, подлечили и, дав им чуток отдохнуть, вернули в Бурятию.

Эта история случилась в прошлом году, но и в этом уже были случаи, когда лошадей пытались переправить через границу без документов. К примеру, буквально на днях сотрудники Россельхознадзора остановили машину, в которой везли трех лошадей из Новосибирска в Кустанайскую область. Бумаг, разрешающих их продавать в Казахстан, у коммерсантов, естественно, не было.

Зачастую нет документов и на партии мяса или же шкур, которые сотрудники Россельхознадзора периодически задерживают в приграничных районах.

Ударными темпами

Казалось бы, ну как заработать на нелегальных поставках через границу пуха с пером? Однако существуют преступные группировки, имеющие с этого бизнеса хорошую прибыль.

Пух и перо закупают на территории Казахстана, — поясняет Алексей Владимирович. — Причем в дело идет даже начинка из старых подушек. Затем все пакуется и переправляется в Омскую область. Далее перья и пух везут в Новосибирск, где из них делают пуховики.

Пух штука легкая, но объемная. Перед отправкой его утрамбовывают, грузят в «газели» и тайными тропами, в обход пунктов пропуска, перевозят через границу.

В прошлом году мы задержали несколько партий, — рассказывает Алексей Харин. — В каждой из них было около тонны пуха и перьев.

И в каждой же могла быть какая-нибудь зараза. Например возбудители орнитоза, пуллороза или птичьего гриппа. Но самое опасное сырье животного происхождения — это не перья и пух, и даже не мясо, а шкуры ЖИВОТНЫХ. Именно с ними н Омскую область можно легко занести возбудителей смертельно опасных инфекций. Сибирская язва, туберкулез, бруцеллез — список огромен. Впрочем, в этом году нелегальные шкуры чаще везут не к нам, а от нас, в Казахстан.

К примеру, 8 января на автодороге Омск — Павлодар было задержано два грузовых автомобиля, направлявшихся из Барабинска (Новосибирская область) в сопредельное государство. В этих машинах везли в Казахстан 1400 шкур крупного рогатого скота общим весом 25 тонн. Вскоре задержали еще одну партию точно таких же шкур примерно в таком же количестве. При этом в обоих случаях у перевозчиков не оказалось никаких документов, подтверждающих ветеринарно-санитарную безопасность этого груза. А всего лишь через три дня в АПП «Одесское» задержали еще один грузовик, пытавшийся пересечь границу России. На этот раз в кузове машины сотрудники Россельхознадзора обнаружили 63 лошадиные шкуры. Разумеется, ветеринарных сопроводительных документов на них тоже не было. Не было их и на 800 килограммов говядины, которую изъяли из багажника автомобиля, направлявшегося в Республику Казахстан. Эту партию мяса задержали 12 января в Одесском районе. И это еще не все задержания за последнее время.

Такая активность криминального бизнеса не может не настораживать. Если за весь прошлый год было выявлено всего лишь 54 факта незаконной перевозки через границу животных и продуктов животного происхождения, то за дни после праздников сотрудники Россельхознадзора по Омской области провели уже более десяти (!) задержаний. И это только те грузы, что везли на машинах. Есть о чем призадуматься.