ВЗАИМНАЯ ИНДУКЦИЯ

Лицейский театр обменяется режиссёрами с Варшавой

В феврале в варшавском театре XL прошла премьера спектакля «Лекарь поневоле» по пьесе Ж.-Б. Мольера в постановке художественного руководителя Лицейского театра Сергея ТИМОФЕЕВА. Теперь в Омск приедет польский режиссёр Анна Дзедич, чтобы сделать постановку с лицеистами.

Идея обмена возникла во французском Гренобле на международном фестивале «Встречи молодых европейский театров» в 2011 году, когда Сергей Тимофеев познакомился с Анной Дзедич, преподавателем, режиссером актерской школы Макульских в Варшаве, а омские артисты — с артистами театра XL. Возникла взаимная творческая симпатия, и было решено попробовать сделать так, чтобы режиссер одного театра приехал и сделал спектакль с артистами другого.

Театр XL — это актеры, которые выпустились из Варшавской театральной академии, поработали немного в разных театрах, потом объединились в труппу и нашли приют в этнографическом музее, — рассказал Сергей Тимофеев. — Они молодые, дерзкие и бесстрашные — мы с ними работали по 12 часов, они падали от усталости, но продолжали работать. В труппе 12 человек, из них пять девушек — поэтому мне надо было найти пьесу, чтобы в ней было пять женских ролей. К тому же нужна была история с крепким сюжетом, со сжатой пружиной интриги. На память пришел мольеровский «Лекарь поневоле» — там три женские роли, еще две я придумал.

Постановка была сделана в рекордно короткие сроки — всего за 14 дней, причем заранее был подготовлен только макет декораций, остальная работа велась непосредственно в Варшаве. Как признался Сергей Тимофеев, сначала приходилось общаться с артистами через переводчика, однако со временем необходимость в нем отпала — все понимали другу друга и так. Видимо, дал о себе знать общий язык далеких предков, считает режиссер:

Ребята меня встречали чаем с бутербродами и очень удивились, когда после чашки чая я сгреб все со стола и начал работу. Я приехал туда в половине первого, в час дня мы уже начали репетировать, закончили только в восемь. Вторая репетиция была с десяти до восьми, и это было еще тяжелее -под конец они уже покачивались. Работать было страшно — тем страшнее, чем ближе к постановке. Сначала был период импровизационных репетиций, отличных, смешных до слез. На восьмой день я уже думал: как хорошо, спектакль начинает лететь, освобождается. Как вдруг пошли мертвые репетиции, несколько подряд — ничего не получалось, артисты напряжены, юмора нет вообще. У меня появились седые волосы — потому что, во-первых, от меня ждут результата, во-вторых, поездка стоила приличных денег, в-третьих, российский режиссер приехал в польский театр и… Шестого числа была плохая репетиция, на следующий день была сдача: начали плохо, я думал — всё, приехали. Но во втором акте пьесы Мольера артисты, видимо, устали бояться: напряжение спало, они стали свободными, юмор прорвался. Я улетел, осталось три премьеры — 8,9 и 10 февраля. Мне написали, что первый спектакль был хорошим, но еще не совершенным, второй еще лучше, а третий уже зажил полной жизнью. Такое бывает — появляется зритель, и спектакль расправляется, это нормально для комедии.

Как рассказал Сергей Тимофеев, есть надежда, что омские зрители увидят постановку с польскими артистами. Однако для этого необходимы некоторые ресурсы: чтобы привезти в Омск 11 человек, нужно около 300 тысяч.

Как бы то ни было, в конце апреля в Омск приедет Анна Дзедич — здесь она поставит с лицеистами спектакль «Ивонна, принцесса бургундская» по пьесе В. Гомбровича.

Ожидается, что премьера спектакля состоится в начале мая.