Андрей МАШАНОВ:«ЛЕТАЮТ МУЗЫКАНТЫ, ПОЭТЫ И ХУДОЖНИКИ»

Известный омский график рассказал о начале творческого пути, о крыльях за спиной и о том, как он стал посланником Олимпа

«Коммерческие вести» начинают новый проект «Омские художники». В каждом номере газеты будет публикация Эльвиры КАДЫРОВОЙ об омском художнике. До конца года предполагаем представить читателям 40 словесных портретов живописцев, графиков, скульпторов нашего города. Какие-то материалы будут написаны в виде эссе, другие — как интервью, третьи — в форме статьи о творчестве.

Имя Андрея МАШАНОВА наверняка знакомо многим омичам, даже , не слишком интересующимся художественной жизнью города. Его любимые техники — офорт и литография, отличающиеся рельефным и нерельефным способом печати. Не буду никого утомлять подробностями — Интернет у всех под рукой. Скажу лишь, что техники эти богаты на вариации, но трудоемки и, видимо, поэтому исчезают из практики художников-графиков. Но мой сегодняшний собеседник не ищет легких путей, в чем несложно убедиться.

Андрей Николаевич, что вас привело после окончания Омского политехнического института на худграф?

Да, в общем-то, я всю жизнь рисовал, только учился в математической школе, а не в художественной. И когда думал, куда поступать дальше, на семейном совете на меня навалились, сказали: ну что такое художник, разве это профессия? Вот инженер!.. По тем временам профессия инженера действительно была престижной, поэтому я с легкостью пошел в политех. И уже параллельно — в первую художественную школу, узнав, что там есть вечернее отделение для взрослых. Вот там, наверное, окончательно и сформировался мой выбор, желание получить профессиональное художественное образование. Я пытался поступить потом в Московский полиграф, в Художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в Питере, ездил подавал документы, сдавал работы. Но каждый раз — нет допуска. И в очередной раз в Мухинке одна сердобольная женщина сказала мне: « Ты никогда не поступишь». А я же молодой, наивный был. Спрашиваю: «Почему?» А у нас было, оказывается, такое негласное правило, что два очных образования иметь нельзя. То есть можно очное и заочное, очное и вечернее. И я тогда, чтобы уже никуда не мотаться, поступил здесь на худграф. Работал художником-оформителем в Торговом центре. Но желание же было заниматься графикой печатной, а станок только в Союзе художников! И тут я узнал, что в Союзе требуется дворник. Я бросил ту .работу и перешел сюда в дворники, а в свободное время начал осваивать печатный станок.

Вот вы сказали: «Хотелось заниматься печатной графикой». А почему именно графикой и именно печатной? Есть же, я не знаю, пастель, акварель, карандаш.

Меня всегда это интересовало. Был такой период, когда меня нельзя было выгнать на улицу, потому что я запоем читал книжки. А там же, естественно, иллюстрации. И мне художники-графики казались особенно начитанными, более интересными, а их работы, иллюстрации в печатной графике — какими-то фантазийными. Поэтому мне именно хотелось понять печатную графику.

А вот про станок. Я слышала, что вы привозили в Омск какой-то старинный станок, по-моему, совместно с художником Борисом МИРОНОВЫМ. Как это произошло? И в чем прелесть старинного станка?

Дело в том, что у нас здесь был офортный станок, а литографского не было. И Боря все мечтал в Омске мастерскую литографии возродить. Будучи как-то в Доме творчества на «Челюскинской», мы узнали, что есть такой Музей эстампа в Москве, поехали туда. Там когда-то были печатные мастерские, они закрылись, все оборудование было разобрано и стояло на складе. И мы договорились, что нам продадут этот станок.

Дорого стоил?

Нет, приемлемая была по тем временам цена. Союз художников выделил деньги, мы привезли и литографский станок, и литографские камни. Все это Германия, XIX век. Он и сейчас работает. Мы на нем сделали табличку, что в 1995 году сей станок был привезен МИРОНОВЫМ и МАШАНОВЫМ, тем самым мы возродили эпоху литографии в Омске (улыбается).

Андрей Николаевич, кого вы считаете своими учителями в графике?

Как-то так складывалось, что были не учителя, а, скорее, наставники. Мой старт начался стремительно. Когда меня допустили до офортного станка, мне было все интересно — и так попробовать, и так. Потому что офорт настолько многообразен, там столько возможностей. И вот, еще не закончив обучение на худграфе, в 1992 году я впервые попал на творческую дачу «Челюскинская» в Подмосковье. Там тоже делал много работ: и литографии, и монотипии, и офорт. А как раз в Центральном доме художника была выставка, приуроченная к юбилею Сергия Радонежского. Потрясающая выставка, потому что было огромное количество икон из многих музеев страны, в том числе и «Троица» Рублева. Возвратившись на «Челюху», я задумался: надо что-то сделать. Потому что портретов иконописцев у нас не было и быть не могло. Но вот мне захотелось как-то выразить свое восприятие. И я сделал тогда работу «Феофан Грек». Так вот, возвращаясь к теме учителей. Когда в Омске я отчитывался о поездке, показывал работы, Николай ГОРБУНОВ, замечательный художник, к сожалению, рано ушедший, посмотрел и говорит: все это так себе, а вот эта работа — это нечто, надо делать серию. И я безумно Коле благодарен, потому что я, может быть, еще метался бы в разные стороны, пока бы себя нашел. А тут я сделал серию «Древнерусские мастера», там были и Андрей Рублев, и Дионисий. Я этой серией в 1993 году защитил диплом. Поэтому Колю ГОРБУНОВА считаю одним из своих учителей. Потом -замечательный художник Юрий НОЗДРИН из Москвы, мы с ним тогда же и познакомились. Я был некрещеный, и он меня крестил в 2000-х годах. Поэтому он у меня крестный отец и в жизни, и в искусстве. Еще — Николай Львович ВОРОНКОВ, потрясающий литограф. Огромное количество людей на самом деле можно перечислить, которые так или иначе оказали влияние.

В ваших работах всегда присутствует некая жажда полета, и у многих героев даже есть крылья.

В нашем необыкновенном мире очень много крылатых созданий. Крылаты влюбленные, крылаты все, кто как-то связан с творчеством, — музыканты, поэты, художники. Творчество окрыляет.

А сильно вас отвлекает от него общественная жизнь, много времени крадет?
Очень много крадет. Поэтому я в постоянном таком дискомфорте нахожусь. Есть идеи, планы, желания, предложения, но реализовать их очень трудно.

У меня, например, были попытки делать уникальные книги, где не офсетная печать, а настоящие офорты плюс каллиграфия. И вот сейчас у меня дома лежит такая книга, там надо только отписать каллиграфией и отправить на переплет, но никак не доходят руки. Хочется к выставке предстоящей сделать немного свежих работ. Поэтому у меня нет выходных. Я в субботу, в воскресенье стараюсь приехать в мастерскую поработать, да и то меня здесь находят.

Как вы оказались участником эстафеты олимпийского огня?

Министерство культуры делало списки, предлагали: хочешь поучаствовать или нет. Я в свое время сам занимался спортом, поэтому легкий на подъем. Я говорю: «Запросто!» Дело-то классное. Потом списки отправили в Москву на утверждение, после чего сообщили, что все — я выбран. И накануне, уже перед тем, как в область привезли олимпийский огонь, уточнили: я бегу с факелом в городе Калачинске. Нас там было пять человек. И организаторы сказали, что нам повезло — не повезло, тут каждый за себя решает, но у нас получилась самая большая дистанция. Обычно где-то триста метров на человека, а у нас вышло четыреста с лишним. Но я получил там безумное удовольствие. Это был настоящий праздник, было много народу, все радовались, пели, хотели сфотографироваться. Я поехал на машине, взял друзей, младшего сына. Вот это — здорово! Хорошо, когда есть такие маленькие радости в череде будней.

Андрей Николаевич МАШАНОВ

Заслуженный художник России.

Окончил Омский политехнический институт и художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института (заочно).

Член Союза художников России, председатель правления Омской региональной организации ВТОО «Союз художников России» (с 2012 г.).

С 1989 г. — экспонент международных конкурсов графики малых форм и экслибриса в Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Италии, Люксембурге, Польше, Словакии, США, Франции, Чехии, Японии.

Творческие награды: Дипломы I и II степени выставки-конкурса «Мой город» в номинации «Графика» (2006, 2007,2008,2009, 2011,2012 гг.), областной выставки-конкурса «Лучшее художественное произведение года» (2006,2010,2011 гг.), Серебряная медаль ВТОО «Союз художников России» (2011 г.), Золотая медаль ВТОО «Союз художников России» (2012 г.) и др.