Татьяна Васильевна от таких вопросов оторопела. Никаких взрывов днем она не слышала, даже слухов о разбитых окнах не возникало. Успокоенная дочь облегченно вздохнула. Подобные разговоры в ту ночь состоялись во многих домах Крутой Горки. О трагедии никто ничего не слышал. Лишь в семьях Селивановых, Зацепиных и Пшеницыных рыдали безутешные жены и дети. Им сообщили о гибели мужей и отцов.
На следующий день город накрыла волна слухов. Один страшнее другого. Чтобы выяснить истинные масштабы трагедии, мы отправились на завод. У нас не было иллюзий, что нас там ждут. «Конверсия М», несмотря на все реформы оборонно-промышленного комплекса, по-прежнему остается одним из самых секретных предприятий на территории области. Хотя, наверное, каждому жителю области известно, что именно здесь в свое время испытывали ракетные двигатели всевозможного назначения.
По словам специалистов, крутогорский стенд выгодно отличался от зарубежных аналогов. Вертикальное исполнение позволяло наиболее продуктивно использовать его мощности. Однако из-за отсутствия заказов уникальное оборудование простаивает.
Вахтер, охраняющий массивные двери, категорически отказывается отвечать на наши вопросы, отсылая к директору. В приемной поясняют, что директор на территории и в кабинете не появится. Никто, кроме него, общаться с журналистами не уполномочен. В поселковой администрации о происшествии знают не больше нас. Как рассказали сотрудницы, о чрезвычайном происшествии они узнали от коллег из администрации Октябрьского округа, в который территориально входит Крутая Горка.
Еще по дороге на завод стало ясно, что завод и поселок переживают не лучшие времена. Железнодорожная ветка заросла травой, рельсы покрылись ржавчиной. Да и асфальтовая дорога далеко не в идеальном состоянии.
В поселке, расположенном за несколько километров от завода, все напоминает о советских временах. Главная площадь, на которой расположены поселковая администрация с памятником Ленину в окружении елей, некогда голубых, Дом культуры, несколько магазинов, рынок — носит имя вождя революции. Мамы, гуляющие с детьми, бабушки, продающие урожай со своих дач, группки мужчин, что-то оживленно обсуждающих. Кажется, что воздух наполнен умиротворенностью. Однако это только первое впечатление.
Почти все обсуждают ЧП на заводе. Кто-то утверждает, что слышал взрыв, кто-то в понедельник не слышал никаких необычных звуков. Впрочем, это легко объяснимо. Еще с советских времен, когда регулярно испытывали ракетные двигатели, жители поселка привычны ко всяким взрывоподобным шумам.
Из-за отсутствия информации среди крутогорцев рождаются самые невероятные версии происшедшего. Никто не сомневается только в одном — квалификации погибших. В Крутой Горке проживает около девяти тысяч человек. Из них около трети пенсионеры. Так что почти все знают друг друга. Погибших характеризуют исключительно как профессионалов высокого класса. Например, пенсионера Пшеницына попросили выйти на работу всего на один день, чтобы помочь в ремонте оборудования.
Конечно, все жалеют детей. У Селиванова -две дочки-школьницы, у Зацепина — сын-дошкольник. Неудивительно, что, узнав о трагедии, во вторник утром спонтанно образовалась группа добровольцев, желающих дать кровь для оставшегося в живых Сергея Шайтурова, получившего сильные ожоги. В Больницу скорой медицинской помощи он был доставлен в состоянии клинической смерти. Однако врачи заверили добровольцев, что для лечения пациента есть все необходимые препараты и запас крови.
Уже во вторник выяснением причин трагедии занимались компетентные органы. Результаты расследований если и будут обнародованы, то не скоро. Пока известно, что прорабатывается несколько версий происшедшего. Заместитель начальника управления ГО и ЧС по Омской области И. Дмитрак считает, что авария произошла при проведении сварочных работ на теплообменнике сжатого воздуха. Специалисты оборонных предприятий, где используется подобное оборудование, сомневаются, что столь сильный взрыв прогремел из-за сжатого воздуха.