СЕРГЕЙ БАРАНОВ. АДРЕНАЛИН ОТ ЧИСТОГО ЛИСТА

О художнике можно говорить долго и много и все-таки не рассказать всего. Идеи бьют из него фонтаном. Охватить его зодчество целиком нереально так же, как объять необъятное

Вот уж кто может сделать событие из -его угодно,, так это Сергей БАРАНОВ. Превратить утилитарную вещь в объект искусства, рутинное дело — в священ— ^действие, сочинить целую историю : стакан чаю или горшок с кактусом? Легко! Впрочем, может быть, и нелегко. Но мы-то видим результат, остроумный изящный.
БАРАНОВ работает с самыми разными материалами и в самых разных техниках. Это и классическая живопись (холст, масло), и серии «Рыцари», «Чаши», где работы пишутся маслом по металлической сетке, и опыты с фанерой, гофрокартоном.

А еще — объекты. Жуткие агрегаты для колки орехов — «Щелкунчики. Абсолютное орудие». Гаечные ключи и позолоченные фигурки печенья «Зоологическое», превращенные фантазией художника в артефакты, найденные в случайном раскопе (« Клад 1169»).

А еще — яркие выставочные проекты и акции, о чем хочется сказать особо.

Однажды, на заре нового века, БАРАНОВ познакомил нас с…кактусом. С таинственным господином, который робко протягивает тонкий цветонос, как руку дружбы. Который мечтательно смотрит на Луну и вообще похож на маленького человечка в центре Вселенной. Такими мы все бываем по ночам, когда не спится. И колючими бываем, и замкнутыми, а хочется общения и тепла. «Частная жизнь господина К.» называлась выставка, прошедшая в галерее «Лошадь Пржевальсого». С тех пор Сергей БАРАНОВ зарекомендовал себя как философ (по образу мышления), минималист (по средствам выражения) и концептуалист (по методу подачи материала). Давно уже нет галереи, а выставка помнится.

Потом был «Проект «А». Летнее время». И надоевшая зима (дело было зимой) расцветилась красно-зелеными арбузами. Они были везде: арбуз-табурет, арбуз-часы, арбузные дрова, арбузные галоши. Арбузы катились и раскалывались сочной мякотью на картинах. Сергей задействовал в проекте своих друзей из разных городов, из Омского института сервиса, что позже превратится уже в традицию. Арбуз на долгие годы станет для БАРАНОВА вдохновителем к творчеству. «Люблю работать с категориями «самый», — объясняет он. — Почему арбуз? Потому что он самый — самый большой среди ягод, самый красный и в то же время самый зеленый». Арбузная тема, кстати, началась у него еще за чертой миллениума.

И однажды снова была зима, несколько дней до Нового года. Замученные люди спешили за подарками, за мандаринами и шампанским к праздничному столу. А Сергей БАРАНОВ вдруг вывел на улицу…толпу снеговиков. Они возникали прямо тут же, в руках добровольцев. Два уголька и морковка (мешки с реквизитом были приготовлены заранее), воткнутые в любую кучку снега, являли забавную мордашку снеговика. Они множились на глазах — «Снежные нежные белые люди». И горожане притормаживали шаг и улыбались. А кто-то даже присоединялся к веселой процессии.

Весной 2011 года возник «Котофест». 1 марта, во Всемирный день кошек, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля превратил солидный музей в «кошкин дом». Он снова, уже в который раз, собрал единомышленников и вместе с ними пропел оду свободомыслящему и таинственному существу. Живопись, графика, интерьерные куклы, объекты, инсталляции, интерактивные зоны, еженедельные кошачьи дефиле — четыре зала Генерал- губернаторского дворца были полностью отданы во власть усатым-полосатым. Подумалось тогда: может быть, главная кошачья черта — гулять самим по себе — и есть то, что роднит кошку с настоящим художником?

Год назад, тоже в начале весны, над Омском взошло «Солнце Ван Гога». Сергея БАРАНОВА оно ослепило уже давно, собственно, и превратив инженера из военного КБ в художника, творца. Увидев на выставке работу французского экспрессиониста «Красные виноградники в Арле», он вдруг понял, что искусство может обладать потрясающей мощью, что любое оружие перед ним бессильно. И десятки солнц, воплощенные в живописи, графике, объектах, инсталляциях, кричали теперь об этом невероятном и совсем простом открытии. В нынешнем году проект «Солнце Ван Гога» демонстрируется в галерее «X — МАХ» в Уфе. Возможно, потом отправится в Новокузнецк, Новосибирск и другие города, откуда были участники.

Несмотря на многие зооморфные и предметные посылы, главным в творчестве БАРАНОВА остается человек. Это особенно заметно в проекте «Занимательная антропология» (серии «Антиподы», «Красавицы и чудовища», «Клаустромахия, или Физика твердого тела», созданные эмалью ПФ на гофрокартоне). Впрочем и предметы всегда носили у художника человеческие имена: гаечный ключ «Мерилин», стул «Холостяк», стул «Гостья». Но в «Занимательной антропологиии» БАРАНОВУ показалось интересным исследование того, как ведет себя именно человек в ситуациях, когда откинуты привычные клише и стереотипы. Например, встав на голову. И как стесняют его те или иные рамки. Так же, как помпезная рамка портит иногда картину.

Что является для художника адреналином? «Адреналин — это новый холст, — сказал он как-то, отвечая на подобный вопрос. — Когда у тебя в голове еще нет точного образа, но мелькают какие-то очертания, ты подходишь к холсту и есть такой трепет намерения. Здесь очень много зависит от первого шага, от правильно выбранной линии, от подобранного тона. С этого все начинается, и в результате, как правило, получается совсем не то, что было у тебя в голове. Поэтому всегда интересно, что выйдет. Ты создаешь целый мир, какую-то совершенно новую реальность».

Сейчас БАРАНОВ обдумывает, как вместить в одну экспозицию два абсолютно разных авторских проекта. Условное название новой выставки — «Телесно-розовый и свинцово-серый», она посвящена 100-летию начала Первой мировой войны. Идея возникла у Сергея давно. «Меня очень интересует и очень тревожит состояние мирного цивилизованного человека, который вдруг идет страдать, гибнуть, убивать других людей», — говорит он. И, пожалуй, пока идея вызревала, тема вновь стала острой, актуальной и отнюдь не риторической.

Ну а из более радостного и позитивного проект «Изумрудный город», очередная «Ночь в музее», которая должна выплеснуться на этот раз из музейных зданий и охватить весь Любинский проспект с его зелеными крышами, зеленой тематикой ювелирных магазинов и пабов. Должна напомнить нам любимую с детства сказку Александра Волкова и подарить людям надежду на осуществление мечты. Количество событийных точек проекта не стоит даже считать — их много. Креатива автору, как всегда, не занимать. А такой большой территориальный замах взят еще на прошлогоднем городском пикнике. И если когда-нибудь скажут, что Сергей БАРАНОВ вознамерился превратить в художественную площадку весь город, в это можно поверить.