НАТАЛЬЯ ЯРОХ: "ДИЗАЙНЕР АДВОКАТ ЖИЗНИ"

НАТАЛЬЯ ЯРОХ: «ДИЗАЙНЕР АДВОКАТ ЖИЗНИ»

Наталья Ярох - председатель правления Омской организации Союза дизайнеров России, самого молодого из творческих союзов

Она создала огромное количество проектов: от фирменных знаков и этикеток до интерьеров квартир и благоустройства улиц (любимая омичами «Дорога к храму», авторский коллектив выдвигался за эту работу на соискание Государственной премии России в области архитектуры). Еще она преподает, организовывает новые конкурсы и выставки, привлекает детей к украшению города.

Жила-была девочка в маленьком доме в центре Омска, которая, как и все девочки, любила играть в куклы, но еще больше — их наряжать, придумывать, шить и вязать им наряды. А сказки любила не только слушать, но и иллюстрировать, создавая целые альбомы сказок в картинках и самодельные книжки. Это были первые дизайнерские проекты Наташи, но она тогда, конечно, не знала, что будущее призвание заглядывает в окошко ее дома, когда она проводит часы, выдумывая и рисуя. Она мечтала о другом — актерском пути. Но дворовый театр, который она с подружками организовала, оказывался театром мод. А в настоящем школьном спектакле «Три мушкетера» она не только играла Атоса, но и мастерила костюмы и шляпы с перьями всем артистам.

Судьба, казалось бы, ясно указывала направление, по которому стоит идти. Но разве мы всегда готовы доверять своим чувствам? Мечта в наивной юности запросто меняется под влиянием самонадеянной подружки или практичного совета уважаемого взрослого. Так было и у Наташи. Подала документы в один серьезный вуз, потом забрала и вслед за одноклассницами отнесла в другой. Вдруг опомнилась — нельзя же будущее выбирать за компанию! — и подалась в третий. Это был Сельхозинститут, куда на экзамены она не пошла. Взбалмошная девчонка! Но так бывает. Родителей она удивила, когда, устроившись на завод им. Карла Маркса, тут же поступила на вечернее отделение художественной школы № 1. Это было по душе, но отдаляло перспективы высшего образования. Так поступать было не принято.

Она получила высшее образование на вечернем худграфе Пединститута. Она из монтажниц выросла в художники-конструкторы I категории и получила 9 авторских свидетельств на промышленные образцы.

— Я благодарна заводу, — говорит сегодня Наталья Ярох. — Мне повезло, что именно на этом предприятии было создано одно из первых в России бюро художественного конструирования. А промышленный дизайн — это стержень профессии. Я благодарна людям, которые сделали меня дизайнером. Это Александр Волков и Евгений Ткач.

Завод выпускал магнитофоны и медицинскую технику. Наталье было не стыдно представлять эту продукцию на выставках и творческих встречах с коллегами в разных городах, изделия завода выглядели элегантно и вполне эффектно. А однажды она отдыхала в санатории, где главный врач поведал ей, как сделанная в Омске, на ее заводе и при ее участии реанимационная машина спасла этот санаторий от пожара. Едва занялось пламя, эта машина проявила бдительность и стала подавать сигналы, благодаря чему с огнем начали бороться еще до приезда пожарных.

Причем тут, спросите, дизайнер? А дизайн — это, прежде всего, функция, и работа дизайнера вовсе не только в том, чтобы придумать красивый внешний вид изделия.

— Отчего дизайнеры стали так востребованы? — размышляет Наталья Ивановна. — Конечно, раньше архитекторы часто делали эскизы и интерьеров, и мебели в зданиях, которые они строили. Но архитекторы мыслят объемами, художник может нарисовать эскиз, а дизайнер должен хорошо знать, будет ли еще и удобно пользоваться этими вещами. И поэтому дизайнер — это адвокат жизни. Недавно, правда, Альберт Михайлович Каримов назвал дизайн внебрачным ребенком архитектуры. Пусть так, хоть сказано с иронией, но уже есть признание родственной связи. Для меня же она совершенно очевидна. Да, родители дизайна — архитектура и изобразительное искусство. И рождение этого ребенка случилось не в XX веке, когда ему дали имя, а гораздо раньше. Первобытный человек уже был дизайнером. А великий дизайнер прошлого — Леонардо да Винчи с его гениальной формулой «Красота и польза».

Взрослые делают танки, дети красят забор

Недавняя Выставка военной техники в Омске имела очень существенное и привлекательное отличие от аналогичных в других городах. Оно заключалось в том, что впервые выставке сопутствовал конкурс, который устроители — Союз дизайнеров России, его омская организация и Администрация области — назвали «Милитари-дизайн ВТТВ-Омск-2001». Наталья Ярох была в составе жюри, а возглавил ее председатель Союза дизайнеров России Юрий Назаров, который в последние годы очень часто ездил в Омск, где то и дело рождаются новые идеи в его профессиональной области. Гран-при конкурса получили ДОАО «Ижевский оружейный завод» за дизайн пистолета-пулемета «Бизон-2» и ГУП «Омсктрансмаш» за дизайн танка Т-80 «Барс». Эти экспонаты по условиям конкурса выдвигаются на соискание Государственной премии маршала Г. К. Жукова.

Уровень забот-хлопот с организацией этого конкурса, выпавших Наталье Ивановне, представить нетрудно. Однако вряд ли меньше энергии потребовала работа над детскими городскими программами. Одна из них — «Двор глазами детей» — предполагала, что ребята сами придумают, какими должны быть игровые площадки, дизайнеры доработают проекты, строители украсят ими дворы. Ей было безумно интересно работать, и один проект беседки по эскизу девочки был осуществлен и радует красотой и удобством ребят из двора по улице Вавилова, 31. Жаль, один только, но это уже не вина дизайнера. А детских снежных городков было много. И первая роспись забора детьми на бульваре Победы — была замечательным примером воспитания юных дизайнеров и украшения города одновременно. Под руководством Натальи Ярох этот забор расписывался дважды: через три года уже качественными финскими красками, чтоб надолго. В отличие от большинства случайных раскрашиваний заборов эта работа была продуманной, как говорят художники, концептуальной. Часть площадки отдали маленьким детям, часть — учащимся художественных школ, часть — студентам. Хотелось это сделать омской модой — дети создают и реализуют качественные проекты. Может, еще и получится. Образцы-то с ее легкой руки есть.

В ее профессии воплощение идеи на 100 процентов — редкостная удача. Обычно приходится идти на изнурительные переговоры с исполнителями, соглашаться на компромиссы. Она нарисовала 15 вариантов светильников на улице Тарской, в штабе по строительству вздыхали, когда она появлялась с новым эскизом. Идея была в том, чтобы фонари, скамейки, урны, ограждения, решетки были выполнены в одном стиле, под каслинское литье. Сроки и финансовые возможности диктовали многократное упрощение. Сегодня эта улица — одна из наиболее ухоженных в городе, но нет на ней, например, урн из того проекта, скамейки не те, и т. д., и т. п.

И все равно эта работа любимая, хотя с точки зрения воплощения задуманного, лучше браться за частные проекты, например, интерьеров квартир. Достиг взаимопонимания с хозяином — и твори, заказчик в лепешку разобьется, чтобы плитка была куплена не абы какая, а в точности, как на картинке. Наталья сделала несколько проектов домашних интерьеров, и с обычными, типовыми квартирами произошли чудеса. Ей особенно нравится проект под девизом «Море и солнце», выполненный в синих и охристых тонах. Квартира была всего-то двухкомнатной, она безжалостно разрушала перегородки, переносила двери, округляла плоскости, встраивала шкафы! Использовала 27 светильников, включая точечные! Результат превзошел ожидания хозяев.

«Вкус, батюшка, отменная манера, — написал классик. У людей, обладающих этой манерой, отточивших свое эстетическое восприятие до тонкостей, несовершенства в окружающей среде вызывают не раздражение, а желание поработать и их устранить. Гость Омска и столичный коллега Натальи Юрий Назаров обронил: «С зеленью в вашем городе какая-то неразбериха». Ну, кто из омских старожилов этого сегодня не видит: жиденькие цветочки кое-где, густые заросли сорняков, переплетенные кроны изогнутых от древности деревьев. В Москве флористы готовятся вступать в Союз дизайнеров. Конечно, зеленый наряд города тоже требует дизайнерских решений. Возможно, через конкурсы, создание для начала отдельных уголков.

— Я Омск в цвете воспринимаю как радугу, он яркий, насыщенный чистыми красками и разный, «- говорит Наталья Ярох. — При этом, может быть, чуть-чуть консервативный, осторожно относящийся к новому.

Хорошо это или плохо? Если сердцем любишь свой город, принимаешь таким, каков есть, думаешь, как его украсить. Это не мешает сетовать и о некоторых сложившихся нравах.

— К сожалению, — продолжает Наталья Ивановна, — сибирская консервативность не становится преградой нелепой, дурной моде.

Это она и про наряды улиц, и про одежду модниц, нынешним летом раздевшихся в духе латиноамериканских карнавалов откровеннее, чем позволяют фигура и хороший вкус.

Сама Наталья слывет одной из самых элегантных женщин в Омске. Быть тщательно причесанной, безупречно одетой (мы, женщины, знаем) -это тоже большой труд, сложный дизайнерский проект. Он начинается с табу: что нельзя себе позволить надеть ни в коем случае, даже если вдруг захочется. Ведь классическая элегантность начинается тогда, когда человек не боится отстать от моды и даже позволяет себе идти на шаг позади моды.

— Ну, конечно, у меня очень много табу в одежде, — подтверждает эти размышления Наталья. — Проще рассказать, что люблю, себе позволяю. Строгую одежду люблю, черную, белую, черно-белую. Могу оживить классику ярким пятном, например, шарфом. Эксклюзивный ивановский шарф с ручной росписью, купленный в Петербурге — моя любимая вещь. Но, честно говоря, нет времени особо собой заниматься.

Ее рецепт красоты польстит всем деловым женщинам:

— Чтобы хорошо выглядеть, надо увлеченно работать, быть занятой, быть в тонусе. Стоит расслабиться -и никакие косметические процедуры не спасут.

Конечно, у повседневной замотанности есть обратная сторона: стрессы, усталость, депрессии. Наталья боится греха уныния, с которым умный и сильный человек должен научиться справляться. Много лет ее берегла и спасала огромная нежная любовь мамы и ее к ней. Мамы нет сегодня рядом, но есть свой дом и семья, общение с друзьями и четвероногий верный друг — собака Маша, которая сама нашла свою хозяйку в Сыропятке, ткнувшись на улице в колени. Есть любимая музыка Моцарта и романтические нестрогие цветы -ромашки и хризантемы, которые тоже способны поднять настроение.

А не хватает… Мало ли чего не хватает, главное — жить, не завидуя. У Натальи, например, вполне в духе поговорки «сапожник .без сапог» до дизайнерского решения собственной квартиры руки пока не доходят. Другим сделала, себе — нет. Ну должен же быть зазор между мечтой и действительностью! И еще говорят: когда вы сделаете в своей квартире все, что задумали, пора умирать.

Каждый человек себе что-то желает. У Натальи Ярох завтра юбилей и пожелают ей много доброго. Ну а сама она о чем мечтает?

— Ой, скажу — тогда не исполнится, — по-женски восклицает она.

— Можно не говорить о самом сокровенном.

— Хорошо. Все просто: и себе, и другим я всегда желаю стабильности во всем, в работе в том числе. И не разочаровываться в людях, потому что это страшно — разочаровываться. С годами понимаешь, как важно просто не потерять то, что есть сейчас. И семью, и работу, и здоровье, и тех немногих дорогих тебе людей, которые рядом.

Она возглавляет омскую организацию самого молодого творческого союза, где традиции только создаются, но зато нет и груза рутины, привычек, иждивенчества, сложных отношений. Наталья Ярох будет сочинять новые идеи соединения пользы и красоты на улицах и в интерьерах родного города.

Чего же еще желать?