На минувшей неделе в Омске побывал известный специалист по созданию транспортных систем, профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик. 28 марта он встретился с губернатором Виктором Назаровым. Глава региона и эксперт обсудили ряд вопросов, связанных с переформатированием метрополитена в легкорельсовый транспорт.
Губернатор Виктор Назаров поделился с ученым обеспокоенностью регионального правительства ситуацией, сложившейся на дорогах города. Вызвана она, безусловно, объективными причинами -стремительным ростом числа машин и активностью в передвижении населения. При этом глава региона подчеркнул: у омичей уже есть понимание, что проект строительства метро необходимо переводить в новый формат.
Но нужно такое решение, которое позволит выйти на качественно иной уровень, обеспечивающий высокий эффект в решении транспортных проблем города. Мы хотим рассмотреть вместе с вами актуальные проблемы транспортного сообщения применительно к нашему городу, — отметил Виктор Назаров.
Профессор Вучик пояснил, что его идея — это легкорельсовый транспорт, который в Омске уже назвали метротрамом.
Дело в том, что в Омске построена часть метро и вложены большие инвестиции, — отметил эксперт. — Эта часть может быть использована. Особенность легкорельсового транспорта в том, что он может эксплуатироваться и под землей. Тоннели и метрополитены нужны для больших пассажиропотоков, например в Москве. В Москве пропускная способность метрополитена — 80 тысяч пассажиров в час, здесь же — 10-15 тысяч.
По данным регионального Минтранса, на достройку метро необходимо 2 А млрд. рублей. И это без учета средств на покупку подвижного состава. На скоростной же трамвай требуется 10 млрд. рублей, включая подвижной состав. Экономия более чем вдвое.
Вместо одной затратной линии метро можно построить в 3-5 раз больше линий легкорельсового транспорта, считает Вукан Вучик. Тем более, если основная цель -создать удобный для жизни город. К тому же для перехода на метротрам в Омске можно использовать ту часть строящегося метро, которая уже готова, а также реконструировать старые трамвайные пути, что не потребует больших финансовых затрат.
Уровень обслуживания пассажиров в легкорельсовом транспорте сравним с уровнем обслуживания метрополитена, но мы получаем большую по сравнению с метро сеть, которая перевозит большее количество пассажиров. Собственно, этого мы и добиваемся нашим пр том, — отметил эксперт.
Интересно, что маршрутные такси, по мнению профессора имеют право на жизнь в городской транспортной системе. Главное — отрегулировать их движение чтобы маршрутки, так же как и автобусы, ходили по расписанию. Пассажиры не должны постоянно пересаживаться с одного вида транспорта на другой, выходить по нескольку раз — это делает общественный транспорт неэффективным и неудобным для людей, считает специалист. Метротрам» же должен решить эту задачу и сделать передвижение по город, комфортным и безопасным.
СПРАВКА
Вукан Вучик — американский профессор, урбанист, транспортник. Практикующий консультант многих городских администраций. Родился в Белграде (Югославия) в 1935 году. В 1960 году защитил диплом по организации уличного движения и транспортных систем в Белградском университете. Имеет ученую степень доктора технических наук Калифорнийского университета в Беркли. С 1968 года — гражданин США.