ОМСКИЙ ПОТОМОК

Наш земляк, священник Александр Шевченко, - внучатый праправнук Тараса Григорьевича по старшему брату Кобзаря - Никите. Сам поэт женат не был и детей не имел

Александр Шевченко родился в 1938 году под Киевом в семье инженера и учительницы. Его отец, Демьян Тимофеевич, ушел на фронт и был капитаном в батальоне связи. Попал в плен, бежал, но его поймали. А мать с маленькими Александром и Натальей угнали в Германию. Она знала четыре языка, во время оккупации кто-то донес об этом немцам. С 1942 и до конца войны они находились в концлагере. Ждали победы, а дождались ссылки в Сибирь. Александр оканчивал школу в селе Благодаровка Одесского района, и только тогда вернулся к ним отец: за то, что был в плену, его десять лет держали в лагерях, теперь уже советских.

Саша Шевченко окончил химико-механический техникум, работал в Красноярске, а потом много лет — на Омском шинном заводе и нефтезаводе. Когда в конце 80-х в городке Нефтяников начали возводить первый после многолетнего перерыва храм Всех Святых, в земле Сибирской просиявших, он стал на этой стройке и каменщиком, и плотником. А потом помогал строить храм в колонии № 3 и много лет каждое воскресенье посещал узников, помогая им прийти к вере.

Священнический сан принял в солидном возрасте. Кто бывал в Ачаирском монастыре, может быть, помнит седовласого, голубоглазого батюшку с красивым высоким голосом. А теперь отец Александр служит в университетском храме Св. Татианы. Кстати, любят и умеют петь все потомки Тараса Григорьевича, у самого Кобзаря был красивый тенор.

О великом предке отец Александр рассказывал с волнением. В семье всегда было свое отношение к оценкам Тараса Григорьевича нашими современниками. В 1961 году Демьян Тимофеевич побывал в Киеве, когда там отмечали 100-летие смерти Кобзаря. И был очень расстроен докладом одного ученого родственника, который говорил о Тарасе Шевченко как о революционере, чьи мечты сбылись на социалистической Украине. А сегодня Шевченко называют то борцом за свободу Украины, то сепаратистом и подчеркивают его нелюбовь к русским.

— Как мог не любить русских тот, кто написал на русском много стихов и всю прозу? — для батюшки это удивительно. — Русские художники выкупили его из рабства. Не любить русских — это значило бы плевать в колодец, из которого воду брал. Тарас Григорьевич не был неблагодарным человеком. И безбожником он не был. Это видно из всего его творчества. Какие у него патриархальные, благочестивые повести! Однажды я поехал с дочкой на Украину, чтобы показать ей родные места и поклониться могиле великого Кобзаря. Вышло так, что мы заблудились. На пристани Ржищева встретились со священником, который спросил, кто мы и откуда. Когда узнал, вывел своих пятерых детей и сказал: «Смотрите, дети, это потомок Тараса Шевченко». Мне даже неудобно стало. А потом говорит: «Ты рассказывай о Кобзаре как о православном христианине, ведь он своим стихам предпосылал евангельские эпиграфы». Нет, нельзя делать поэта знаменем какой-то партии, он тем и дорог народу, что был верен только ему.

Душа отца Александра давно болит и о происходящем на Украине. Задолго до кровавых событий он сделал такое заключение: «Украина потеряла веру. Многие забыли слова святителя Лаврентия Черниговского, который сказал: «Как нельзя разделить Святую Троицу, так нельзя разделить Украину, Россию и Белоруссию»;
Он много знает стихов Кобзаря наизусть. А любимое — строки эпиграфа к поэме «Тризна»:

Душе с прекрасным назначеньем
Должно любить, терпеть, страдать.
Для вас я радостно сложил
Свои житейские оковы,
Священнодействовал я снова
И слезы в звуки перелил.
Ваш добрый ангел осенил
Меня бессмертными крылами
И тихоструйными речами «
Мечты о рае пробудил…

Так дивно, красиво, возвышенно, нежно, в традициях отечественной классики XIX века.