достоинство КАК ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ

На Камерной сцене академического театра драмы идут премьерные показы спектакля «Время женщин»

В основе постановки — одноименный роман Елены Чижовой, отмеченный премией «Русский Букер». Создал сценическую версию и поставил спектакль режиссер Новосибирского театра «Глобус» Алексей Крикливый.

Спектакль — пиршество для актрис, из одиннадцати персонажей -семь — женщины, что в театральных пьесах редкость, потому что обычно соотношение героев и героинь бывает с точностью до наоборот. И великолепные омские актрисы держат внимание зала на протяжении 3 часов Д5 минут — постановка из самых продолжительных в театре.

На первый взгляд типичный спектакль-ретро. 50-е годы прошлого века, убогая коммуналка, история деревенской девочки, которая родила без мужа. Но дальше все иначе, чем в фильме «Москва слезам не верит». Эта девочка Антонина не вышла победительницей в трудных жизненных обстоятельствах, она надорвалась, работая в две смены на заводе, и умерла, оставив сиротой семилетнюю немую дочь. Прозы жизни в этом финале, конечно, больше, чем в оптимистических сказках про современных героинь-золушек. Ну не может эта робкая, загнанная судьбой в угол и при этом трогательная в своем простодушии Антонина (актриса Ольга Солдатова) стать звездой ни фабрики, ни тем более сцены! Никто не желает понять, увидеть, что ее скромность — это внешняя оболочка чистой, ранимой и уже раненой души. Кроме трех старух, обитательниц коммуналки, где проходит несчастливая жизнь матери-одиночки. И благодаря им нет в спектакле беспросвета, которым так увлекались режиссеры еще недавно, желая обличить советское время. Кто видел в кино, а кто и на своем опыте прочувствовал, что коммуналка — это вечный раздрай между соседями, удивится тому, что она могла быть и семейным очагом, у которого согревались одиночества. Три «ведьмы», как сами себя называют пожилые женщины, берут на себя все заботы о чужом ребенке.

Этих старух объединяют только потери всех родных и детей — в революцию, эпоху репрессий, блокаду. И то, что сумели сохранить человечность — бывшая дворянка, бывшая белошвейка — любовница графа, бывшая крестьянка с тремя классами образования.

Но очень важный момент: это ленинградские бабушки, особый исторически сложившийся тип. Каждый из нас хоть раз да был поражен их интеллигентностью. В музеях, где они по сей день хранят залы с сокровищами. На улицах, где именно к возрастным дамам приезжие обращаются с вопросами, зная, что не встретят равнодушия и не нарвутся на грубость. Пережившие блокаду носители величавого духа города, особых манер и даже слов, которые перенимают молодые, продолжая называть подъезды парадными. Ушли носители дворянского воспитания, но и простые, пришедшие за ними, живут и общаются в той же питерской культурной традиции.

Спектакль о том времени, когда они еще не ушли. Старухи складывают в общий котел пенсионные гроши, но обращаются друг к другу по имени-отчеству. У них одни на троих чаяния, радости, вера, любовь и надежды: «Господь внученьку послал на старости лет» и «только бы не было войны»…

А характеры, конечно, разные. Актрисы Валерия Прокоп, Наталья Василиади и Элеонора Кремель наделяют своих героинь множеством неподражаемых жестов, интонаций, привычек, используя и краску мягкого юмора. Как блестяще играют они сцену выбора крестной для Сюзанны, переименованной ими в Софью! Самая простая и самая строгая в этом трио командир коммунальной семьи Евдокия (Наталья Василиади) — и не так проста, и вовсе не сурова, а в душе почитает себя великой грешницей. А Валерия Прокоп играет Гликерию пылкой, отзывчивой бабушкой, немного наивной, несмотря на тяжкий опыт пережитых потрясений, и даже романтичной. Впрочем, мы привыкли к потрясающей органике двух наших народных артисток и всегда ждем от них фейерверка интересных находок. Но и Элеонора Кремель, давно не получавшая больших ролей, хороша в образе Ариадны. Наверное, была опасность переборщить с аристократической характерностью. Но у актрисы все в меру: и манерности, и продиктованной воспитанием сдержанности.

Спектакль режиссер Алексей Крикливый построил так, что историю рассказывает выросшая и ставшая художницей Сюзанна. У актрисы Марины Бабошиной была сложная задача: постоянно находясь на сцене, играть ребенка и комментировать происходящее с позиции взрослого человека благодарного за любовь. И первая главная роль Марины стала открытием для зрителей новой интересной актрисы. Как и первая после возвращения в театр из Германии работа Ольги Солдатовой.

В ансамблевом спектакле прекрасно сыграли свои партии Валерий Алексеев и Олег Теплоухов. Автор сценографии и костюмов Евгений Лемешонок одел трех старух в черное и создал на сцене для них почти монашеские кельи, а общую кухню, где и протекает жизнь, оснастил дверями, за которыми приоткрываются тайные видения. Все выразительно и просто, с приметами времени вроде телевизора, покрытого салфеткой.

Автор романа Елена Чижова говорила, что ей было интересно и важно — «это опыт героинь, который показывает, как можно пережить с достоинством самые трудные времена. Мне кажется, этого умения очень не хватает современному миру», — отметила писательница. Вот и ответ на вопрос, зачем сегодня ставить про то, что было давным-давно. «Время женщин» с успехом идет в БДТ и «Современнике». И наш трогательный спектакль, в котором актеры не дают зрителю ни на мгновение отвлечься, и пробуждают сочувствие и сопереживание, из тех, что продолжают великие традиции психологического театра, составляющие славу Омской драмы.