Олег Николаевич, в Госдуму внесён законопроект об отмене выборов мэров крупных городов. Зачем нас лишают местного самоуправления?
-Официально, чтобы убрать конфликты между губернаторами и мэрами, которые периодически наблюдаются в крупных регионах. Фактическая причина, думаю, заключается в политической ситуации — в Москве выборы мэра едва не закончились вторым туром, в Екатеринбурге победил представитель оппозиции, если верить экспертам, не исключена подобная ситуация и в Новосибирске.
Другой странный законопроект, по которому в Совете Федерации дополнительно появятся ещё полтора десятка сенаторов, которых будет назначать Путин. Зачем нам в очередной раз вносить изменения в Конституцию?
— Представления не имею. Ходят слухи, что в Совете Федерации хотят создать некую синекуру для бывших политических лидеров, которым нужны почётные места. Насколько мне известно, и сейчас там нет людей, которые были бы неугодны администрации президента. Что здесь усиливать, я не знаю. Надо ли менять Конституцию? У меня большие сомнения. И хотя под этим законопроектом стоят подписи депутатов разных фракций я его поддерживать не готов.
Эти изменения стали возможны после того, как рейтинг Путина стремительно возрос из-за ситуации с Крымом? Может, это ответ на те угрозы, которые ожидаемы в связи с присоединением полуострова к России?
-Опыт такого рода у нас есть. Я напомню, что выборы губернатора и выборы депутатов по одномандатным округам были отменены в 2004 году после Беслана. Хотя где Беслан и где выборы губернаторов? Ясно, что это была не причина, а повод. Сейчас, думаю, президент не нуждается в дополнительном увеличении рейтинга для того, чтобы проводить какие-то решения через Государственную .думу. Я не помню ни одного предложения президента, которое бы Госдума не приняла, по крайней мере, с 2004 года. Возможно, время выбрано с учётом ситуации: на фоне Крыма отмену выборов мэра сейчас никто особенно не заметит. И общественная дискуссия будет меньше, чем была бы в другое время.
В Крыму прошёл референдум. Возвращение полустрова — это историческая необходимость?
-Я был противником разрушения Советского Союза и понимаю, что потеря Крыма для России — одно из следствий нашей антисоветской революции. Мы расплатились за это тем, что порядка 30 миллионов русских граждан и примерно столько же русскоговорящих оказались за пределами России. Русский народ оказался народом разделённым. Я не голосовал в 1997 году за Большой договор с Украиной и даже получил по этому поводу специальное письмо от русской общины города Севастополя, где меня объявили почётным гостем этого города. Правда, я в нём так и не побывал. Возможная потеря Крыма — это уже расплата Украины за её революцию. Поскольку возможна лишь одна из двух логик: либо вы придерживаетесь законности, тогда вы не можете свергать пусть плохую, но законно избранную власть, либо вы придерживаетесь революционной целесообразности, и тогда вы должны понимать, что точно по такому же сценарию начинают действовать другие. Крымчане долго ждали возможности воссоединиться с Россией, и теперь, когда российское руководство настроено решительно, они эту возможность используют.
Запад постоянно говорят о том, что референдум в Крыму — мероприятие незаконное.
— Говорят, что референдум в Крыму противоречит конституции Украины. Действительно противоречит. Ровно так же, как референдум в Косово противоречил конституции Сербии. Проблема выбора между формальной законностью и правом нации на самоопределение всегда существовала и будет существовать.
Каковы возможные последствия для нашей страны после присоединения Крыма?
-Я исключаю большую войну, но не исключаю элементов войны холодной. Возможно, США договорятся с Саудовской Аравией о снижении цен на нефть, как это было перед падением Советского Союза. Возможна ситуация, когда в Крыму «Правый сектор» при поддержке «других» спецслужб будет организовывать террористические акты и использовать элементы партизанской войны. Проблем много, но мне представляется, что Крым стоит свеч.
Вы находились в Сочи и болели за наших паралимпийцев. В чём причина их прорывного успеха?
-Во-первых, в последние годы государство действительно повернулось лицом к спортсменам-паралимпийцам: созданы паралимпийские центры, выплачиваются стипендии и так далее, а инвалиды оказались очень благодарной частью общества. Вообще патриотизм — естественная реакция человека на отношение к нему государства. Во-вторых, не хочется говорить высокопарно, но считаю, что часть побед — это победы многонационального русского духа. Взять хотя бы хоккей. В решающем матче за выход из группы российская сборная, которая скорее всего уступает по классу американской, уступает в скорости, выиграла именно за счёт волевых качеств и фантастической игры вратаря. Третья причина — это, конечно, поддержка болельщиков. Мы думали, что будут проблемы с посещением паралимпийских соревнований в отличие от олимпийских. Но нет, проблем не было. Людей на стадионах было много, и они болели так же, как на большой Олимпиаде.
Досье
СМОЛИН Олег Николаевич. Депутат Госдумы от фракции КПРФ. Во власти с 1990 года, когда был избран депутатом Съезда народных депутатов РСФСР. С1993 года депутат Совета Федерации Федерального собрания РФ. С1995 года по сегодняшний день — депутат Госдумы.