«Ваш ОРЕОЛ» пролистал номера газет «Омская правда» и «Омский вестник» с 1992-го . по 2000 год и понял, что проект омского метрополитена приказал долго жить ещё в далёком 1993 году, когда метро и начали строить. Это видно и по пессимистичному тону публикаций, которые оказались в распоряжении редакции, и по тому, что газеты того времени не так уж и часто рассказывали о стройке. Больше материалов можно найти про строительство метромоста. Сегодня метро-мост да вестибюль станции «Библиотека им. А. С. Пушкина» — это единственное, что можно в реальности увидеть.
Почему же жители Омска до сих пор остаются без этого удобного вида транспорта, а миллиарды рублей были выброшены на ветер? Причина банальна — нам просто не повезло. Метро начали строить не в те годы, денег катастрофически не хватало, и это несмотря на то, что в 90-е около 70 процентов финансирования поступало из федерального бюджета. Но, если верить публикациям тех лет, федеральные деньги постоянно задерживали. Например, в 1996 году «Омская правда» уточняет: «Из бюджета области на строительство омского метро выделено 8 миллиардов. Федеральный бюджет обещал 42,6 милиарда, из которых пока ни копейки не поступило». А в следующем, 1997-м, в «Омском вестнике» выходит материал с весьма звучным заголовком: «Средств нет, но стройка идёт», в котором речь о том, что все федеральные деньги были освоены и «Мостовик» дальше будет строить на свои кровные.
Со страниц газет
Хроника больших обещаний
1960-е годы — появились первые упоминания о строительстве омского метрополитена, на которое даже были выделены деньги. Но потом омские архитекторы (по данным интернет-энциклопедии Википедия) решили развивать в городе скоростной трамвай. Так и не использованные городом средства были направлены на челябинский метрополитен.
1986 год — принято решение о строительстве метрополитена в Омске. По данным СМИ того времени, первая ветка метро от Октябрьского округа до Левобережья должна была появиться в 1989-1991 годах. Вторая -от городка Нефтяников до железнодорожного вокзала — в 2010 году. К 2030 году должна быть готова третья ветка: от Амурского жилмассива через центр до северной части Левобережья. Были планы расширять омское метро и дальше — в сторону перспективного южного направления.
1993 год — началось реальное строительство омского метро, в этом г! же году была забита и первая свая будущего метромоста. Метро пообещали к 2000 году.
1999 год — в омских СМИ появилась информация о том, что сроки запуска метро опять отложили: на этот раз на 2008 год.
2005 год — был запущен метромост, получивший от губернатора Омской области Леонида Полежаева громкое название «Мост тысячелетия». К слову, в народе это наименование так и не прижилось.
2011 год — запустили щит на_перегоне между станциями «Кристалл» и «Заречная» в сторону последней. Губернатор Полежаев пообещал открыть метро в ноябре 2015 года.
2012 год — появилось сообщение о том, что метро в Омске запустят к 300-летию города — в 2016 году.
ВЕТКИ ПЕРЕПУТАЛИСЬ
Омское метро должно было стартовать от станции в Октябрьском округе — именно там шли все работы до начала 2000-х годов. Строили метро медленно, даже возведение метромоста продвигалось, несмотря на все финансовые проблемы, быстрее. В декабре 1996 года газета «Омская правда» информировала читателей: «Метростроевцы прошли под землёй около 60 метров тоннеля. В сутки проходческий комплекс проходит по 1-2 метра, тогда как проектная скорость -4 метра». А в 1999 году «Омский вестник» уже уточнял, что «от котлована до ближайшей станции метро «Рабочая» по улице Кирова осталось около 300 метров».
Однако октябрьское направление было свёрнуто, и метростроители резко переключились на левый берег. В марте 2000 года начальник Дирекции строящегося метрополитена Владимир Елисеев рассказывал корреспонденту «Омского вестника» о том, что «первый пусковой комплекс протяжённостью более 8 километров должен пройти от улицы Красный Путь до левобережного вокзала».
Почему же строительство в Октябрьском округе остановилось? Причина банальна: зачем строить линию, которая не будет пользоваться популярностью и не будет приносить деньги? Напомним, метро с этой ветки должно было вывозить трудяг, работающих на предприятиях Восточного промышленного узла, в центр и на левый берег.
Цитата
«Вызывает озабоченность складывающаяся у «Мостовика» тенденция строить объекты не так, как надо, а так, как он может»
(«Омская правда», 1996 год. Материал рассказывает о том,
что подряд на строительство метро передают компании «Мостовик».)
А СТРОИЛ КТО?
Омский метрополитен сооружали несколько подрядчиков. Строительством метромоста занимался мостоотряд № 63, который после акционирования переименовывался в «Омскстроймост». Что же касается самого метрополитена, то до 1994-1995 годов его возводило строительное управление «Омскметрострой» — филиал специализированного предприятия «Новосибирскметрострой», строившее исключительно объекты такого плана. В одном из номеров «Омской правды» за 1996 год есть любопытная статья, написанная заместителем директора «Омскметростроя». Речь в ней идёт о том, что омские власти хотят отказаться от услуг этого строительного управления и передать объект в руки «Мостовика» Олега Шишова. Причём инициатором этой идеи выступил сам «Мостовик» под лозунгом «Мы всё можем». Представитель «Омскметростроя» доказывает, что Шишов хочет развивать своё предприятие за счёт бюджетных денег: «До четырёх процентов из них (денег, выделяемых из бюджета на строительство метро — ред.) идёт на развитие генподрядчика. При этом предприятие «Мостовик» многопрофильное, стало быть, есть соблазн использовать средства не только на строительство метро». Также в статье есть и упоминание о том, что «проект, по которому строится метро в Омске, прошёл государственную экспертизу». Но жизнь и местные власти всё расставили по своим местам: в газетных публикациях про метро позднего времени упоминается только «Мостовик». Известно, что «Омскметрострой» обанкротился.