Еще бы, ведь бывший омский градоначальник уехал на хозяйствование в Москву, а губернатор является одним из разработчиков концепции этой самой реформы, отчего все как один местные телеканалы сделали это главной темой новостей, конкурирующей в последнее время разве что с подготовкой Омска и области к предстоящей зиме.
«Сани — летом», плохо это или хорошо, за последние 10 лет мы научились готовить. И хотя до приморских «примочек» в Омске дело пока не дошло, стоит ли удивляться, что и сибирякам надоели условия перманентного зимнего дискомфорта, преследующего нас в наших домах. Пришло время взяться за решение проблемы всем миром, тем более что тем же, или почти тем, намерено нынче заняться и государство.
Послушать общественность Омска, живо обсуждающую пертурбации в ЖКХ, иной раз бывает небезынтересно. Говоря о повышении ответственности сторон, приведении в порядок нормативной базы, касающейся вопросов коммунального обслуживания, омичи заранее готовы оплачивать все прежние и возникающие при проведении реформы издержки из собственного кармана. Государство давно готовило нас к тому, что придется платить все 100 процентов за обслуживание нашего жилья. Заметьте, затратного по своей сути.
Ни для кого не секрет, что износ сетей и других основных фондов коммунальной отрасли сегодня достиг катастрофической отметки. Потери тепла и воды в сетях составляют от 20 до 40 процентов. Число аварий за последнее 10-летие возросло чуть ли не втрое. В связи с чем, думается, не вполне справедливо, если население будет оплачивать сполна то, что теряется по пути к потребителю, то есть попросту утекает через ржавую трубу. Не правильней было бы прежде чем заставлять нас платить все 100 процентов, эту трубу залатать или заменить?
Но взывать к справедливости реформаторов, похоже, дело пустое. Если они решили переложить все издержки ЖКХ с государственного бюджета на бюджеты семейные, вряд ли что-то сможет им помешать. Удручает еще и то, что при введении 100-процентной оплаты нам придется дважды платить за то же самое. Ведь те суммы, которые якобы вносило за нас наше доброе государство, дотируя ЖКХ, тоже брались не откуда-нибудь, а из наших карманов. Нужно понимать, что доходы любых бюджетов: государства, региона, города и т.д. — это расходы семейных бюджетов. Так уж устроена экономика.
Кстати, не все понимают, что ЖКХ -это не только пресловутая «коммуналка», прославившаяся низким качеством оказываемых услуг. В его составе, кроме собственно жилищ и их технологического обеспечения, и городские дороги, улицы, мосты, наружное освещение, конторы по озеленению и благоустройству территории, уборке мусора и снега. ЖКХ — это и городской транспорт, автобазы, всевозможные СУ и СМУ, проектные организации, бани, парикмахерские, химчистки. Перечислять все элементы системы жизнеобеспечения города можно долго. Это один из самых сложных в экономике комплекс разнотипных предприятий и организаций, удовлетворяющий жизненно важные потребности населения. И взаимоотношения между ними иной раз складываются самым причудливым образом.
В связи с чем у специалистов имеются резонные опасения резкого роста издержек и, соответственно, всех жилищно-коммунальных тарифов после перехода на 100-процентную оплату жилья населением. Например, городской транспорт также находится на дотации. Кто гарантирует, что для полного покрытия его издержек власти не решат поднять тарифы на проезд? Впрочем, что именно в коммунальном хозяйстве собираются подвергать преобразованиям и каким, неизвестно.
Пока говорится лишь об отказе от монополизма в сфере ЖКХ, предоставив гражданам возможность создавать жилищные товарищества и через них заказывать у тех или иных фирм необходимые им работы по жилью. Означает ли это, что к дому будет подведено несколько водопроводов и теплосетей, и мы будем выбирать, каким из них отдать предпочтение? Конечно, это абсурд, и, скорее всего, решать здесь будем не мы, а все те же ЖЭК и ПЖРУ и прочие конторы, якобы представляющие наши интересы. А в этом случае нельзя исключать, что именно потребители станут первыми жертвами назревающей конкурентной борьбы.
Думается, любой капиталист, приобретя отечественного «коммунального монстра», скоро бы пожалел, что появился на свет. Но ведь в прошлом году в Омске были такие отчаянные головы, готовые взять на себя непроходящую боль изнуренного ЖКХ Советского округа. Помните, «Прессинг»? Возможно, и к лучшему, что прошлой зимой омичи не поддались на уговоры испробовать на собственной шкуре все прелести коммунальной реформы в отдельно взятом районе.
Чего же ждать потребителям от предстоящей реформы ЖКХ, помимо резкого «взлета» тарифов, сегодня. Увы, многие экономисты считают, что коль скоро будет дозволено включать в квартплату все издержки ЖКХ, следует ожидать, что только за счет текущих поступлений от населения и будут выводить из кризиса эту отрасль. Более того, по прогнозам кандидата экономических наук, ведущего научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований РАН Владлена Кривошеева, тарифы лишь на четверть будут покрывать текущие затраты коммунальщиков, а три четверти пойдут на компенсацию утраченных амортизационных накоплений.
«Это чисто российское решение проблем — за счет населения, — пишет о реформе ЖКХ Кривошеев. — А там, на Западе, дабы не подрывать покупательную способность домашних хозяйств, то есть не рубить сук, на котором они сами сидят, в подобных ситуациях власти обращаются к заемным средствам».
Подобная нерациональность, с точки зрения специалиста, свидетельствует о том, что реформа затеяна исключительно для изыскания дополнительных источников финансирования отрасли, оказавшейся в катастрофическом положении. То есть потребителям придется не только покрывать все издержки ЖКХ, но и полностью содержать это убыточное хозяйство даже после того, как оно перейдет в чью-то собственность. В отсутствие конкурентов обладание небольшой жилищно-коммунальной фирмой становится увлекательнейшей игрой, когда собственник, затеяв в свою очередь реформы на своем водопроводе, может вдоволь поизмываться над жителями подвластного ему .района, причем за их же счет.
Однако, скорее всего, в городском ЖКХ еще долгое время все останется так, как было. Это только в сказке коммунальщик, как и управдом, может в одночасье превратиться в друга человека. А значит, холод в квартирах и аварии на сетях будут преследовать горожан и предстоящей зимой. В таком случае, раз уж речь идет только о том, чтобы заставить нас «скинуться» на срочное вытаскивание отрасли из прорыва, стоит ли говорить о действительном ее реформировании, не связанном с недостатком средств. Конечно, вскладчину потребителям будет не так тяжело поддерживать затухающую жизнь в теле немощного ЖКХ. Вопрос лишь в том, сколько времени это продлится и закончится ли вообще?