ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД

Первого мая художнику Александру ДИСАВЕНКО исполняется 61 год. Дата некруглая, но, с другой стороны, год после «юбилея - это шаг за определенный рубеж. Вот и решил его художник отметить новой выставкой и сменой творческого псевдонима

Зашифрованная реальность

Александр ДИСАВЕНКО — убежденный абстракционист, проповедующий в своем творчестве ассоциативность. Впрочем произошло это не сразу. Он и на худграф поступил поздно — в 23 года, и окончил его в 28. Затем работал преподавателем в художественной школе. И вот тут, наверное, все случилось.

Работа с детьми оказала на меня огромное влияние, — признается Александр.

Я наблюдал, как дети относятся к искусству, как они, не имея, в общем-то, достаточных знаний и опыта, легко находят точки соприкосновения с его новейшими направлениями. Это такой интуитивный чуть. Недаром такие художники, как МИРО или КЛЕЕ, изучали в том числе и детское творчество. Для меня оно тоже стаю частью того, что вдохновило меня -а занятие абстракцией. А еще-работы русских авангардистов 1920-х годов.

Любой предмет может вызвать совершенно необъяснимые ассоциаций, убежден ДИСАВЕНКО. Твой внутренний взгляд цепляется за какую-то ниточку, и ты уже сам не знаешь, в какую сторону размотается этот клубок. Художник-абстракционист словно бы видит изнанку реальности, ее тайный код. Не каждый человек способен это воспринять. «На самом деле абстракцией заниматься — это целый путь. Мне очень много времени понадобилось, чтобы забыть то реалистическое направление, которому нас учили. Потому реалистическое и условное искусство -. линейки с разными делениями, и они не совпадают. Нужно выбирать: либо то, либо это», — говорит ДИСАВЕНКО.

Мы — «ЭХО»

Наверное, совершенно естественно, что творческие поиски привели его в неформальное художественное объединение «ЭХО». В середине 1980-х оно сплотило . самых смелых и нестандартно мыслящих художников. «ЭХО» было отдушиной для сюрреалистов, абстракционистов, концептуалистов и прочих чуждых «здоровому» советскому искусству элементов. А также и для зрителей, которых волновал ветер перемен. Где-то уже маячила перестройка, и полтора десятка омских художников были как первенцы свободы. Легендарная выставка 1988 года всколыхнула город не хуже землетрясения.

Конечно, они собирались по зову одной крови. Их согревала надежда, что наконец-то можно что-то изменить, что наступают новые времена, когда их «странное» искусство будет понято. Свобода пришла, а проблемы не исчезли. Времена не особо изменились, считает Александр ДИСАВЕНКО, и условное искусство как было, так и остается уделом избранных. Хорошо это или плохо — каждый решает сам. Ну а самих эховцев осталось в Омске не так уж много. Кто-то уехал в другие города и страны, кто-то нашел себя в других сферах деятельности. Кого-то, увы, уже нет совсем. Ну а ДИСАВЕНКО один из немногих, кто продолжает активно творить в родном городе и держать марку упертого авангардиста и неформала.

Половинка -часть целого

Пару лет назад Александр ДИСАВЕНКО показывал свою выставку «Горизонты». Главной в ней была, пожалуй, демонстрация вот этой невидимой границы, где разделяются (или, напротив, сходятся) материальное и духовное. Выставка, которая проходит сегодня в Доме художника (при участии Городского музея «Искусство Омска»), называется «Когда наступает сейчас, или Моя половинка времени». К ней автор подошел уже с другим ощущением жизни. Она настолько динамичная и меняющаяся, считает художник, что становится хрупкой и неустойчивой. Неустойчивость жизни трансформируется у ДИСАВЕНКО в формы, напоминающие чашу, качели или радугу: половинки круга, которые имеют одну точку опоры. Из этих половинок, безусловно, являющихся изобретением художника ДИСАВЕНКО, строится у него целый мир. Они как половинки инь-янь тянутся друг к другу и не живут одна без другой.
В работах последних лет художник экспериментирует с масштабами, техниками, материалом. На выставке мы увидели живопись и графику, холст и гофрокартон. Графическое панно «Взаимосвязи» занимает целую стену, а есть работы всего десять на пятнадцать сантиметров. Впервые у ДИСАВЕНКО появился объект — «Вход — выход». Все та же вогнутая форма как бы уходит в пространство и выходит из него уже в новом качестве. Философия «половинчатости» как части целого позволяет поговорить о жизни, о времени. И о себе — внутри всего этого.

Дорога без конца

До недавних пор Александр ДИСАВЕНКО подписывал свои работы «Александр ДИС», просто укоротив свою фамилию. Это стало его творческим псевдонимом. Но теперь он решил подписываться «Александр МАИ». МАЙ — новое имя, весеннее и жизнеутверждающее, с которым автор захотел войти в новый жизненный и творческий цикл. В мае ему исполнится 61 год. Китайцы исчисляют время 60-летиями, пять раз по 12, за это время китайский гороскоп совершает полный цикл. Время переосмысления. Время новой жизни.

— Главное — жить в согласии с собой, и жить цельно, — говорит Александр МАЙ — ДИСАВЕНКО. — Это подтвердили мои любимые художники: КЛЕЕ, КАНДИНСКИЙ, МНЮ, ШАГАЛ. Они прожили почти по сто лет и, как говорится, в полном здравии, в полном уме. Я не чувствую, что мне шестьдесят, мне кажется, что я там же, где и был, — в начале пути. На самом деле у творчества нет ни середины, ни конца, есть просто путь.

Евгений ГРУЗДОВ, заведующий выставочным отделом Городского музея «Искусство Омска»:

ДИСАВЕНКО — последовательный абстракционист. Художник обращается к абстракции не потому, что он что-то знает, а потому, что он хочет узнать. Тайна, которую он предлагает постичь в этот раз, — это ВРЕМЯ. У сейчас нет прошлого, у сейчас нет будущего. Сейчас ты оказываешься в бытии, если совершаешь поступок, выбираешь, понимаешь, творишь, постигаешь, изобретаешь — самостоятельно устанавливаешь и длишь то, что без тебя невозможно. Выставка Александра МАЙ-ДИСАВЕНКО — приглашение к обретению своего сейчас, к осознанию себя как половины всего. В натурфилософских работах ДИСАВЕНКО говорит, что сейчас бывает наступает из-за нас, а бывает — настигает нас извне, но важно суметь не пропустить момент: утра, полнолуния, весны…