Хотелось открыть тайну предков
Коллекция «Фотоальбом деда» включает 16 живописных и графических произведений, которые создавались художником в2009-2013 годах.
Каждый по-своему пишет свою родословную. Георгий Кичигин сделал это с помощью красок на полотнах. Художник, в творческом методе которого искусствоведы всегда отмечали такую черту, как документализм, представил серию картин с эффектом старинной фотографии. Тема серии — связь и судьбы поколений. В основе — семейная «хроника» жизней и событий.
Кичигины на омской земле с XVIII века, до революции принадлежали к купеческому и казачьему сословиям.
Меня с детства притягивал фотоальбом деда. Населенный разными фотографиями, он напоминал большой дом, в котором жильцы, храня какую-то тайну, сговорились никому ее не открывать. С фотографий они смотрели спокойно и с достоинством, их взгляды со значением говорили, что они знают много. Было обидно и жалко, что все они канули в Лету, не посвятив меня в свои тайны, — так объясняет художник свой интерес к теме прошлого своей семьи.
Главная картина цикла — самая многонаселенная. На фоне Любинского проспекта, перекрытого выкорчеванным с корнями и распиленным деревом, выстроились все обитатели дедовского альбома. Однако это не только семейная история. По мысли Георгия Кичигина, это пазл бесконечной мозаичной композиции всей страны.
Война как предчувствие
Почему так трогают зрителей эти картины? Потому что художник предпринял не историческое исследование родословной, интересное в первую очередь близким, а попытку художественного осмысления того, что было с нами и со страной. Нет в России семьи, не пережившей трагических испытаний в XX веке. Вот на фотографии два брата в солдатской форме. Скорее всего, снимок был сделан во время призыва на Первую мировую. Но в отличие от бравых защитников Родины художник знает, что дальше будет Гражданская, когда брат пойдет на брата. И он изображает адское дыхание этой другой войны алыми просветами на заднике декорации, а на полу помещает изрубленную шашками капусту. Картина называется «Предчувствие Гражданской войны». Ах, если бы беду можно было предчувствовать! Но сегодня этот взгляд живописца — своеобразное предупреждение.
На картине «Запрет на память- семейная группа с двумя вырезанными силуэтами. «Я с удивлением находил в альбоме такие фотографии, — комментирует автор. — На свои вопросы — почему так? — я не получал ответов, и в этом молчании было что-то настораживающее. Я вглядывался в эти фотографии и обнаруживал, что большей частью: выскобленные персонажи — мужского пола и часто военные: просматривались мужская одежда, руки, обувь. Фотографии висели на стене, и с годами я стал понимать: все, что было представлено стороннему взгляду, подвергалось жесткой семейной редакции. Опасно было даже демонстрировать память о попавших в немилость к государству».
А на полотне «Разорванные судьбы» фигуры мужчины и женщины разъединены фрагментом отраженного в луже изображения Успенского собора, в скором времени после съемки взорванного. А на картине «Автопортрет с папой» Георгий Кичигин обнимает за плечо маленького мальчика с печальным лицом — своего отца, которого как будто хочет защитить от невзгод, выпавших на долю его поколения.
Цикл можно было бы назвать публицистикой в красках, ничуть не умаляя художественных достоинств работ. Георгий Кичигин вновь продемонстрировал талант и глубину своего творчества.
Мосты в наше время
Художник, размышляя над прошлым, неспроста вводит свой образ, образы дочерей, приметы нынешней жизни, например мобильный телефон на праздничном казачьем столе. Это мосты времени, соединяющие утраченные связи, судьбы.
Для этой выставки зал историко-краеведческого музея подошел очень хорошо. Экспонаты старинной обстановки — шкафы, венские стулья, граммофон, зеркало в оправе стиля «модерн» — помогают зрителям войти в атмосферу художественного цикла Георгия Кичигина.
Директор музея Петр Вибе говорит, что организация выставки художника — его давняя мечта.
В своих работах Георгий Кичигин не просто фиксирует окружающую его реальность, но и активно высказывает свою гражданскую позицию. Кичигин — Омич с большой буквы. И потому, что он один из бесспорных лидеров художественной жизни Омска. И потому, что является художественным летописцем города. В этом смысле Кичигин и его работы стоят в одном ряду с выдающимся российским поэтом, нашим земляком Леонидом Мартыновым, автором произведений, ставших поэтической летописью Омска.
Одну из представленных на выставке работ Георгий Кичигин подарил музею.