Спустя две недели после вступления в действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясопродуктов» владельцы омских подворий и мелкие фермеры вышли на митинг с требованием его пересмотра. Крестьян поддержали продавцы мяса, торгующие на городских рынках. По их общему мнению, новые правила, а конкретно — запрет на торговлю мясом крестьянского убоя, носят антинародный характер и могут привести к самым серьезным экономическим и социальным последствиям.
Уже сегодня рыночные прилавки опустели, а цены на мясо заметно подскочили.
У нас на рынке 3 мясных павильона, это 60 торговых мест. Из них сейчас работают от силы 10. Мясо от подворий с прилавков практически исчезло. Воспользовавшись этим, крупные производители подняли отпускные цены на свою продукцию сразу -э 60 рублей. Еще две недели -назад свиная вырезка стоила 250 рублей. Сегодня мы вынуждены продавать ее за 350. Нам же тоже нужно что-то заработать. Но такие космические цены покупателю даже со средним доходом не по карману. И реализация идет плохо, — рассказала продавец Ленинского рынка Надежда Буслаева.
С 1 мая крестьянам запрещено самим забивать выращенный скот. Осуществлять забой они могут только на сертифицированных бойнях или убойных пунктах крупных мясокомбинатов, услуги которых, конечно же, не бесплатны. Как прозвучало в одном из выступлений, чтобы забить одну голову, нужно 1,5 тысячи рублей. Это не считая транспортных расходов на то, чтобы доехать до бойни и обратно. Ведь большинство таких площадок располагаются отнюдь не в шаговой доступности от населенных пунктов.
У нас ближайшая бойня — в 50 километрах. .А если случится какая-то непредвиденная ситуация: например, корова не растелилась или сломала ногу и нужно ее срочно зарезать? Да мы ее вообще до убойного пункта не довезем, -посетовал владелец подворья из Нововаршавского района Николай Игнатенко.
Селяне подчеркивают: новые правила ставят их на грань разорения.
Мне, чтобы вырастить одну голову скота, нужно купить кормов где-то на 6 тысяч рублей в год. А реализовать эту голову в сегодняшних условиях я смогу в лучшем случае за 6,5 тысячи. И где моя прибыль? Хотя посредник, которого мы сейчас будем взращивать, все эти убойные цеха, свою маржу все равно поймает.
И эта маржа будет чрезвычайно высока, потому что конкуренции нет. Они уже ездят по селам, предлагая купить скот по_80-90 рублей за килограмм. Понимают: крестьянину все равно некуда деваться. У него нет выхода. Либо платить дорогущую цену за услуги боен, либо сдавать по дешевке скот живьем, — отметил владелец ЛПХ из Черлакского района Денис Кузнецов.
Можно поставить пять с плюсом чиновникам, которые этот закон подмахнули. Он приведет в итоге к тому, что последние энтузиасты, на которых еще держится деревня, изведут свой скот и придут на биржу труда, — невесело шутит владелец подворья из Марьяновского района Сергей Силкин.
По словам Сергея, он впервые за последние 10 лет не смог в выходные вывезти на рынок произведенное мясо. А ведь его семья, как большинство в селе, живет только за счет подворья.
Две недели я фактически ничего не зарабатываю. И уже начинаю считать копейки и думать, чем гасить взятый кредит, — поделился аграрий.
А на что мы будем учить своих детей? — недоумевает Юрий Пеньков из Омского района.
Аграрии настаивают: отрасль не готова к введению запрета на крестьянский убой. Прежде чем вводить такой запрет, нужно было создать необходимую инфраструктуру. Пока же вместо повышения качества мясной продукции можно получить обратный эффект. Чтобы выжить, владельцы подворий начнут торговать мясом из-под полы. С рынков экологически чистая крестьянская продукция, выращенная исключительно на фураже и зерновых смесях, исчезнет. Ей на смену придет мясо, напичканное стимуляторами роста и прочей химией. Горожане перестанут посещать рынки. И те попросту закроются. Чтобы этого не допустить, участники митинга предлагают отсрочить действие технического регламента на два года. Это требование они на- ^ мерены направить во властные структуры в ближайшие дни.