РЕКЛАМА И ОМСКИЕ ДАМЫ

100 лет назад во всех омских газетах первые полосы были отданы исключительно призывам что-то купить и воспользоваться услугами

Коньяк Шустова, рубашки «Шерлок Холмс»

В первое десятилетие XX века Омом так стремительно развивался, -~: население удвоилось. Быстро строились новые здания, которые сегодня считаются памятниками архитектуры, открывались предприятия, магазины. Но капитализм — еще новость в Сибири, и запретов, как и в советские лихие 90-е, пока нет даже на рекламу крепкого алкоголя коньяку и «несравненной рябиновке» Шустова посвящаются в газетах стихотворные колонки. Интересно увидеть среди многих сортов омского пива такое напоминающее недавний продукт название: «Бок-Бир»…

Лихо зазывают омичей и на развлечения. Художественный электротеатр в зале Общественного собрания весной 1914-го приглашает зрителей так: «Это девочки обожают. Комедия. Она его любила. «Огненная бабочка». Сильная, выдающаяся драма в 3-х больших отделениях. Из цыганской жизни». И пусть журналисты потом раскритикуют это и подобные произведения в пух и прах за глупость пошлость. Их заметки поместят в глубине номера, а соблазнительную рекламу — на самом видном месте.

Конечно, поражали воображение новинки моды. Даже сегодня интересно, что это были за рубашки Шерлок Холмс», которые упорно навязывали омским щеголям в 1910 году?!

Торговцы брали на вооружение самые передовые методы продвижения товара. Например, в том же 1910-м омичи впервые увидели ходячие витрины. Общественность такое новшество возмутило: «Изобретательные коммерсанты «по-змерикански» пользуются в целях рекламы безработными и приспосабливают последних к роли ходячих витрин, — сообщила газета «Омский вестник».- Так делает магазин Фоменко. За мизерное вознаграждение такой безработный с клееной на доске рекламой фланирует по улицам, вызывая любопытство зевак».

Да, то, что сегодня норма, тогда казалось унижением человеческого достоинства.
Распродажи называли дешевками

Мы считаем распродажи приметой нашего времени, а на самом деле для России это хорошо забытое старое. Первые распродажи в Омске организовала Мария Шанина. Она назвала их Фоминскими дешевками, потому что проходили они на Фоминой неделе, начинаясь через семь дней после Пасхи. В шанинском, лучшем магазине города на Любинском проспекте продавались платья из Парижа, но не многим дамам они были доступны. И предприимчивая купчиха открыла мастерскую, где лучшие омские швеи по французским журналам и выкройкам повторяли новинки сезона. На дешевках эти платья были по карману и учительницам.

Пример оказался заразительным, дешевки прижились в Омске, и другие торговцы проводили их уже не только в Фомину неделю, но и, например, в сентябре.

Вообще-то, принцип распродаж во всем мире прост и заключается в том, чтобы поставить на большую часть товаров цену, гарантирующую прибыль. Если процентов 80 изделий продано, то предприниматель, ничего не теряя, может на остатки снижать цену, и не раз. Ему выгодно освободить место для новой партии товара. Все по-честному: покупатель берет товар по низкой цене, зная, что это уже не новинка сезона. Но, конечно, у хозяев может возникнуть соблазн перехитрить простаков. Например, привлечь в свой магазин броской рекламой и сымитировать снижение цен. Именно такой прием разоблачали в газете «Омский вестник» в 1910 году: «Широковещательные рекламы о дешевках удачно рассчитаны на психику доверчивого обывателя, и он массами валит на всякого рода распродажи. Особенно изобретательна в области рекламного творчества фирма «Бр. Эрлих». Нередко, однако, доверчивым обывателям приходится разочаровываться. Нам сообщают о случае, имевшем место на дешевке у бр. Эрлих. Какие-то покупательницы, выбирая шелковые шарфы, заметили приказчику, что точно такой же товар без скидки и не по дешевке стоит в магазине Ганшина 3 р. 50 коп. После такого замечания, сделанного вполне в корректной форме, один из «братьев» начал кричать на покупательниц: «Что вам нужно?.. Нужно понимать, чтобы рассуждать о чем-нибудь». Помимо того что «дешевки» вовлекают покупателя нередко в невыгодную сделку, они несут еще непосильный труд приказчикам. Во время дешевки у того же Эрлиха приказчиков не отпускают домой обедать».

Ах, как трогательна забота об угнетаемых хозяевами работниках торговли! Время было такое -мечты о всеобщем равенстве. Чем закончилось, всем известно, и оттого почему-то сегодня не жаль тех приказчиков, что дурили слишком падких на рекламу покупательниц.

Жена «Аэроплан» и теща «Болеро»

Сегодня говорят, что шопоголизм — это диагноз не менее опасный, чем игромания. Слова такого раньше не было, а явление зарождалось. Журналисту-фельетонисту страсть к модным покупкам казалась очень смешной приметой времени, и он на рекламу «громадного выбора новостей весеннего сезона мужского, дамского и детского готового платья» в московском магазине А. Н. Фоменко на Любинском проспекте разразился остроумным комментарием в стихах.

ВЕСНОЙ
(Из воплей обывателя)
Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права.
Обновок требует жена,
Кружится голова.
И хоть не слышен шорох льдин,
И хоть бюджет мой слаб,
Тащусь я в модный магазин
«Смотреть на выбор шляп».
Жена любезна и быстра.
И ласковы со мной
Кузина, теща и сестра —
Щебечущий конвой.
Вошел семейный караван.
— Угодно шляпу? Вот
Последний крик — «Аэроплан»
(Похож на пароход).
Вот просто шляпа (без границ,
Аршинное перо);
Вот «Шантеклер»
(Из райских птиц),
Вот шляпа «Болеро»,
Прелестный маленький «Грибок»
(С полями до локтей)…
Уже и вечер недалек,
А нет конца затей.
Какой-то шляпный Вавилон.
Соблазнов — целый ряд.
Картон, картон, еще картон…
Потом идем назад.
Шагаю, точно под хмельком,
Как в области химер;
Идет с моей сестрой «Грибком»
Кузина «Шантеклер».
Пуста душа, и пуст карман
(В нем медь и серебро).
Плывут жена «Аэроплан»
И теща «Болеро».

Ирония, конечно, уместна. Но между строк читается и гордость удрученного шоппингом покупателя за то, что разнообразные и изысканные детали гардероба стали доступны для модниц из Сибири. Все шляпы в гости к нам! Можно приобрести хоть «Аэроплан», хоть «Шантеклер» — и это придает губернскому городу непровинциальный лоск. Тоже своеобразная примета, что цивилизация пришла в Сибирь. Еще недавно такого не было, а скоро опять не будет. И на этот раз надолго.