HOMO SAPIENS ИЗ УСТЬ-ИШИМА

В Омской области найдены следы древнейшего кроманьонца

Учёные обнародовали результаты исследования фрагмента кости человека, найденного в Усть-Ишимском районе Омской области. Уникальная находка доказывает существование человека на территории нынешней Западной Сибири 45 тысяч лет назад и заставляет пересмотреть некоторые факты эволюции Homo sapiens.
Это открытие в буквальном смысле лежало у ног. В 2008 году палеонтолог-любитель, руководитель косторезной студии «Архаика» Николай ПЕРИСТОВ отправился со своими учениками в традиционную экспедицию по северным районам Омской области.

Ежегодно он собирает богатый «урожай» останков палеомира, в основном на берегах Иртыша и его притоков. Вот и на этот раз река не обидела исследователей, и с собой в Омск они увезли кости мамонта и древних млекопитающих. В числе находок оказался фрагмент кости, напоминающий останки человека. Он-то и привлек внимание аспиранта биофака ОмГПУ, палеонтолога Алексея БОНДАРЕВА. Исследователь предположил, что возраст кости может быть очень почтенным, учитывая, что она была собрана вместе с останками древних животных.

Я понял, что здесь требуется глубокое изучение, и обратился к споим коллегам из Тюмени и Новосибирска, — рассказывает исследователь.

Им удалось установить, что кость длиной около 33 см действительно принадлежит человеку, и, скорее всего, именно кроманьонцу (человек современного типа, назван так по месту первой находки его ископаемых останков в 1868 г. в гроте Кро-Маньон во Франции).

Однако для определения возраста кости нужно было сделать более глубокий радиоуглеродный анализ. Это требовало привлечения ученых из других стран. Для проведения анализа была выбрана одна из лучших радиоуглеродных лабораторий мира в Университете Оксфорда (Великобритания), где есть возможность получить дату по очень небольшому количеству кости — весом всего около 1 грамма.

— Выяснилось, что это самая древняя датированная кость современного человека В мире — 45 тысяч лет. Все другие образцы либо существенно моложе, либо неточно датированы, — рассказал Алексей Бондарев.

Образец из Усть-Ишима имеет беспрецедентную для такого возраста полноту ДНК, изучение которой позволило ответить на многие вопросы ранней эволюции современного человека, — пишет в своей статье доктор географических наук, сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН Ярослав КУЗЬМИН, принимавший активное участие в изучении омской находки. — именно сейчас ученым удалось заглянуть в далекое прошлое современного человека настолько, насколько ещё год-два назад невозможно было и мечтать.

Находка омичей доказывает, что 45 тыс. лет назад человек современного типа уже обитал в достаточно суровых климатических условиях Сибири, а не селился только в южных районах, как считали ранее. В результате исследования ученым удалось не только установить возраст кости, но и реконструировать природную среду того времени. Оказывается, что наш предок, которому приходилось жить в более холодном, чем теперь, климате, строил жилища для зимовки и шил тёплую одежду. Пищей же человеку служили в основном копытные животные — первобытный бизон, лось, дикая лошадь, северный олень.

В общей сложности изучение омского артефакта заняло шесть лет. Частичка кости совершила путешествие в Новосибирск, Германию и Великобританию. Сегодня уникальная находка обрела пристанище в Институте проблем освоения Севера в Тюмени. Впрочем, изучение продолжается, и, возможно, скоро мы узнаем новые подробности жизни наших предков.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

«Я с лопатой не дружу…»

Омский краевед, палеонтолог-любитель, руководитель косторезной студии -«Архаика»- Николай ПЕРИСТОЕ о том, зачем он вот уже 25 лет ходит в походы за историей:
Николай Васильевич, вы ожидали, что можете совершить открытие такого масштаба?

Сделать такое открытие — мечта любого ученого. И мы сделали его в тандеме. Я нашел кость и привез ее в Омск, а Алексей Бондарев отправил ее на датировку. Он помогает мне несколько лет в разборе всех моих экспедиционных материалов. Я считаю, что всё неслучайно. Интересуюсь палеонтологией уже давно, у меня в активе несколько выставок на эту тему: в 2006 году — «Со дна Оми, из центра города», в 2009 году — два проекта с историко-краеведческим музеем, сейчас в Сибирском культурном центре работает выставка «Река времени», которую мы делаем совместно с Алексеем.

О чем теперь будете мечтать?

Было бы неплохо найти в регионе останки динозавра, хотя это сложно, потому что у нас нет глубоких котлованов, шахт. Но кто не ищет, тот и не находит. А похвастать и так есть чем. За последнее время моей экспедицией были привезены фрагменты пещерного льва, мастодонта, пещерного медведя, носорога Мерке.

Значит, ваши экспедиции — это не просто поход за материалом?

Это прежде всего изучение своей истории. Кроме того что я иду за материалом, я смотрю глазами палеонтолога, краеведа. Ведь мы собираем не только кости, но и фольклор и утварь. Мы не знаем толком ничего о прошлом нашего региона. Невозможно соприкасаться с древней костью и не быть краеведом, не относиться бережно к истории края. Все изделия из кости несут в себе смысл. И я хочу донести его до людей.

Необходима ли особая методика при сборе материала?

Я с лопатой не дружу. Мы ничего не копаем, мы собираем только то, что вынесла пока еще могучая река Иртыш. Ходим по воде, вдоль берега, иногда даже ныряем за находками. Находки появляются еще и потому, что наш Иртыш, к сожалению, мелеет.

Почему вы ищете кости только в Омской области?

-Потому что я хочу, чтобы про Омскую область писали не только в связи с купанием в молочных ваннах на сырном заводе. Она еще прогремит на весь мир. Для этого мы здесь и живем. Я не ищу в других районах, потому что здесь жили мои прапрадеды, я люблю свой край. Каждый кулик свое болото хвалит.

Считаю, что Омская область очень интересна. Я бывал в разных местах: на Дальнем Востоке, на Полярном Урале, на Ямале. Но каждый раз возвращаюсь домой. У нас есть горячие источники, про которые никто не знает, маленькие водопадики, у нас есть речки, где рыба клюет на голый крючок, потому что 200 лет туда никто не ходил. В таких местах ты по-настоящему ощущаешь себя частью природы.

справка

Количество других подобных объектов в палеолите (древнекаменном веке) можно сосчитать по пальцам: это человек из пещеры Тянъюанъ в северном Китае (возраст — около 39,5 тыс. лет), со стоянки Костенки XIV (Воронежская обл.; возраст около 37,5 тыс. лет) и со стоянки Мальта (Иркутская обл., возраст около 24 тыс. лет). В Америке самыми древними из имеющих ДНК хорошей сохранности являются останки современного человека со стоянки Анзик с возрастом около 13 тыс. лет. Среди этих находок именно кость из Усть-Ишима обладает наибольшей полнотой данных по древней ДНК.