ТАЙНЫ СЕМЕЙНОЙ АТЛАНТИДЫ

В краеведческом музее открылась выставка омского живописца, заслуженного художника РФ Георгия КИЧИГИНА «Фотоальбом деда», посвященная Гражданской войне

На выставке представлено 16 картин, созданных мастером в 2009-2013 годах. Основу большинства работ составляют воспроизведенные на холсте фрагменты фотографий начала века, взятых из семейного альбома художника. Они послужили поводом для размышлений современного живописца о людях, по судьбам которых прокатилось колесо истории — истории, полной трагических испытаний.

Главные герои здесь — сосредоточенные мужчины в форме, женщины с грустными лицами, дети и бравые юноши, видимо, мечтающие о военных подвигах. Однако на некоторых картинах вместо членов семьи почему-то всего лишь белый силуэт.

Я с удивлением находил в альбоме фотографии с вырезанными или выскобленными персонажами, — объясняет сам художник смысл картины «Запрет на память». — На свои вопросы — почему так? — я не получал ответов, и в этом молчании было что-то настораживающее. Я вглядывался в эти фотографии и обнаруживал, что большей частью выскоблены персонажи мужского пола и часто военные: где-то просматривались мужская одежда, руки, обувь. С годами я стал понимать: все, что могло быть представлено стороннему взгляду, подвергалось жесткой семейной редакции. Опасно было даже демонстрировать память о попавших в немилость к государству. На моей картине изображена такая фотография, занимающая всю плоскость холста. Сквозные прорези силуэтов неугодных, как окна в жуткую, промёрзлую даль Васюганских болот — одного из мест ссылки.

Привлекает внимание необычным исполнением работа «Ситец Гражданской войны». На ней — сидящий на коне, с шашкой наперевес юноша в казачьей форме, вокруг него — орнамент из силуэтов игрушечных солдатиков красного и белого цветов.

Раскол общества на «красных» и «белых» втянул страну в жуткую игру, азарт участников которой давал чудовищные результаты, — рассказывает художник. — На картине молодой рубака, демонстрирующий боевой инструмент и коня. Совсем непонятно, «за кого» этот парень, — видимо, и он не в курсе. Впереди его ждет кровавая игра. Вся поверхность изображения покрыта орнаментом, что очень похоже на весёлый ситец, но обозначается какой-то странный порядок, как в игре крестики-нолики. Можно заметить, что но горизонтали выстроился ряд только красных, что по правилам этой игры означает победу.

На картине «Моя Атлантида» собраны герои почти всех работ — они выстроены на фоне Любинского проспекта, перекрытого выкорчеванным и распиленным деревом, символом генеалогического древа.

— Меня с детства притягивал фотоальбом деда. Населённый разными фотографиями, он напоминал большой дом, в котором жильцы, храня какую-то тайну, сговорились никому её не открывать. С фотографий они смотрели спокойно и с достоинством, их взгляды говорили, что знают они много. Было обидно и жалко, что все они канули в Лету, не посвятив меня в свои тайны. В детстве я предположил, что они переселились в другую страну, параллельно существующую, где обрели мир и покой. Позже появилась идея «Моей Атлантиды». Однако изначально не было у меня намерения показать это как частный случай из своей жизни, это пазл бесконечной мозаичной композиции всей страны.