НЕ СОСТОЯЛ, НО УЧАСТВОВАЛ

В Доме художника открылась областная выставка-конкурс среди не союзных художников

Соревновательный момент представляется здесь весьма сомнительным, так как очень уж разный уровень профессиональной подготовки участников, да и возраст тоже. Но соревнование, наверное, и не главное. Цель выставки, одним из учредителей которой является Омское отделение Союза художников России, — показать всё многообразие художественной жизни города, стимулировать творческую активность омских художников. Организаторы надеются, что выставка станет в будущем одним из крупнейших выставочных проектов Омска.

Возрастной диапазон участников действительно велик. Здесь и дети — учащиеся художественных школ (подразумевается — будущая смена), и люди, родившиеся в первой половине прошлого века. Конечно, основу составляет среднее поколение художников. Есть вполне зрелые профессионалы, которым претят официальные сообщества. Есть люди, просто не слишком озабоченные соблюдением формальностей. Ну и есть члены кандидатского объединения, планомерно двигающиеся к вступлению в Союз. Так или иначе, многих мы уже видели на различных выставках, в том числе персональных, и имена их знакомы.

Только что в Доме художника прошла выставка давнего члена кандидатского объединения, абстракциониста Александра ДИСАВЕНКО, и один из его живописных триптихов плавно перекочевал в новую экс-позицию. Несколько лет назад чередой персональных выставок ярко заявила о себе выпускница худграфа Мадина АЛИМОВА, художница с запоминающейся и необычной манерой, с присутствующими в ее картинах образами-загадками, пришедшими из мифов и легенд. Потом была творческая пауза, и сегодня мы видим работу Мадины с символическим названием «Возвращение. Всё видящее око».

Еще более знаковое возвращение — появление работы Евгения ВИГИЛЯНСКОГО «Акулы инореализма в кабаре «Вольтер». Вигилянский — мистик и символист, участник легендарного неформального художественного объединения «ЭХО», культовый художник омского авангарда 1990-х — 2000-х годов. Увидеть его работы и раньше было большим везением, зато выставки превращались в какой-то психоделический процесс. Например камлание шамана открывало в 2003 году его «алхимическую» выставку «Необитаемое время». Тяжело заболев, Вигилянский исчез с горизонта где-то в 2005-м. И вот — свежие работы стали появляться в этом году. С чем можно поздравить и художника, видимо победившего недуг, и зрителей.

Исходя из списка членов Союза художников, в Омске тотальный дефицит керамистов. Но если бросить взгляд дальше, окажется, что керамистов, интересных и талантливых, у нас хоть пруд пруди. Вот и сейчас витрины, предназначенные для малой пластики, не пустуют. Особенно привлекают внимание окрылённые люди-ангелы Светланы МУХИНОЙ и чудо-юдо рыбы Юрия БУРЕНКОВА.

На выставке есть семейные дуэты. «Принципиально несоюзный» Геннадий ПАВЛОВ, известный прикладник и каллиграф, выставился вместе с сыном Дмитрием. Дмитрий представил миниатюрную деревянную икону. Геннадий Васильевич тоже когда-то начинал с резьбы по дереву, но уже давно увлекся каллиграфией и орнаментальным искусством. Перекличка поколений чувствуется в живописных работах Дианы ГРИГОРЬЕВОЙ «Вечерняя Флоренция» и «Ночь в Риме» (на итальянском «пленэре» она была вместе с мамой — известной омской художницей Татьяной Бугаенко), в графическом «Натюрморте с воздушными шариками» студентки художественно-промышленного колледжа Даши СЕРОВОЙ, дочери графика Любови Серовой. Творческий почерк мам и дочерей очень схож, что, честно говоря, настораживает. Ведь каждый художник должен идти своим путём.

Эта выставка у нас первая, но мы надеемся, что она станет традиционной и будет проводиться если не ежегодно, то хотя бы раз в два года, — говорит руководитель молодежной секции Омского отделения Союза художников России Елена БОБРОВА. — Хотелось бы видеть больше по-хорошему наглой, дерзкой, яркой молодежи. К сожалению, обилия новых имен пока нет. Но я вот открыла для себя очень интересную графику Софьи Васюкевич. Для человека 1995 года рождения, мне кажется, это хорошая заявка. Я хочу познакомиться с Софьей, узнать, кто она и откуда, чтобы позвать ее в наше молодежное объединение, на наши выставки.

Ну а уже к концу мая жюри определит победителей в номинациях «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное и монументальное искусство», «Скульптура» — по три человека в каждой. Думается, это будет нелегко. Зрители тоже могут проголосовать за понравившееся произведение — непосредственно в зале или в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Художник, набравший наибольшее количество голосов, получит приз зрительских симпатий.