ЦВЕТНЫЕ ЕЖИ И ПРОПАВШИЙ ДИЗАЙН

На минувшей неделе в Омске стартовал фестиваль «Пространство множественности», который знакомит омичей с паблик-артом и провоцирует вандалов

Паблик-артом называют выпущенное из музейных стен под открытое небо и предназначенное для неподготовленного зрителя искусство, причем в самом широком жанровом спектре — от арт-объектов и медиа-инсталляций до театральных действий, шествий или поэтических чтений.

Омский фестиваль организован фотохудожником Василием МЕЛЬНИЧЕНКО при поддержке консульства США в Екатеринбурге. Здесь паблик-арт представлен десятком работ, сделанных художниками из Омска, Краснодара, Санкт-Петербурга, Лейпцига и Калифорнии.

Так, в Омской крепости, например, появилось три противотанковых ежа: желтый, пурпурный и бирюзовый.

В основе этой работы — простейшая конструкция, противотанковый еж, — рассказал автор объекта омский художник Сергей БАРАНОВ. — Его когда-то придумали чехи. Еж сварен из рельсов, около метра в высоту, танк заползает на него и повисает на днище. Но наши конструкторы её немного усовершенствовали, и в результате огромные противотанковые ежи стояли как оборонительное средство. Эти же цветные ежи — средство обороны против серости. Они, кстати, настолько понравились руководству Омской крепости, что нас попросили оставить здесь ежей навсегда.

В Выставочном сквере возвышается пустой монумент — памятник дырке от бублика. В этой работе создатели, омская арт-лаборатория «Кружок Квадратик», сделали попытку поразмыслить на тему искусства без музея: если представить музей бубликом, а искусство — дыркой от бублика, то искусство публичное, лишенное контекста, должно выглядеть именно так.

Около омского института сервиса можно обнаружить Будку-убежище, созданную фотографом Александром РУМЯНЦЕВЫМ. Сюда любой желающий может зайти, чтобы ненадолго закрыться от внешнего мира, — внутри не слышно уличного шума и не ловит сотовая связь. Однако за покой и уют придется заплатить частичкой свободы: после того как вы закроетесь в будке, выйти из неё можно будет только через пять минут.

Также на улицах города можно найти информационные стенды, посвященные омским мифам, граффити со стихами Аркадия Кутилова или лабиринт из цветных лент. В рамках фестиваля также пройдут лекции, посвященные современному искусству, техновечеринка, показ видео-арт работ в магазине бытовой техники и цикл семинаров профессора искусств университета Сан-Хосе Робин Лассер. Полное расписание фестиваля можно найти в Интернете по запросу «Пространство множественности».

Всё это для нашего города оказалось необычным настолько, что отдельные граждане не смогли вытерпеть близости современного искусства: так, за одну ночь была уничтожена инсталляция художницы из Краснодара Татьяны Стадниченко «Гравитация» — двухкилометровая атласная лента, натянутая между деревьями. Вскоре из сквера имени Дзержинского пропал «Памятник дизайну» — шесть букв метровой высоты, составляющих надпись БЕЗЮМ. У инсталляции «Выходи», изображающей мужчину и женщину, выходящих из стены, отломали одну из ног, а на памятнике «Бублик-арт» появились следы чьих-то ботинок.

Хочется верить, что это были лишь случайные проявления культурного шока, которые вскоре прекратятся, — по задумке организаторов, фестиваль должен стать ежегодным и уже в следующем году он не будет ограничен временными рамками. А те работы, которые понравятся омичам нынче, будут выполнены из более прочных материалов и станут постоянным элементом городского ландшафта.