НАРОДНАЯ КУКЛА, ПРОСТАЯ И УДИВИТЕЛЬНАЯ

С мастером-игрушечником из села Знаменского Татьяной БАХТИНОЙ

я познакомилась на недавней выставке традиционных ремёсел
у Никольского собора. Невозможно было пройти мимо удивительных кукол,
которые раньше встречались только на фотографиях

Вертепными куклами Татьяна Ивановна занялась три года назад. Так называют кукол, которые участвуют в спектакле, повествующем о рождественских событиях. Вертеп — это двухэтажный деревянный ящик без передней стенки, в котором разворачивается действие. Точно указать его родину невозможно — это район западных границ бывшей Российской империи, где-то между Польшей и украинскими Карпатами. В России вертеп игрался уже в XVIII веке, причем в Сибири — его завезли сюда выпускники Киево-Могилянской духовной академии.

Делаются персонажи вертепного спектакля просто: деревянная основа обматывается чем-нибудь мягким, так формируется фигурка персонажа. Потом делается одежда. Внешний вид всех действующих лиц регламентирован. Например, ангел украшается серебряной и золотой тканями. В руках он держит цветущую ветвь или колокольчик.

Лиц у вертепных кукол делать не принято. Условное, символическое зрелище — вертепная драма — предполагает использование таких же условных кукол.

Два года подряд в Знаменском играли рождественский спектакль, а в этом году Татьяна Ивановна сделала кукол для пасхального спектакля — по пьесе в стихах Владимира Мидоушевского «Как Христос по Руси странствовал», которая написана на основе народных легенд, собранных А. Афанасьевым. Здесь куклы крупнее традиционных по размеру и уже с лицами. «Это же выдумка», а значит, можно отступить от традиционных канонов. Вот вполне узнаваемые Христос и апостол Петр, бедный крестьянин и пузатый мельник… А рядом — медведь. Спрашиваю:

А для чего в спектакле медведь?

Медведей вообще-то два, второго я просто доставать не стала. В них в конце превращаются разбойник и жадная женщина в наказание за неправедную жизнь, — поясняет Татьяна Бахтина.

На осень в ЦРТК «Истоки» готовится еще один духовный кукольный спектакль «Стародавнее жито».

А еще Татьяна Ивановна занимается исследовательской работой. Ездит по деревням, разговаривает с бабушками, и они показывают ей, каких кукол делали в их семьях.

Простая, доступная любому вне зависимости от достатка, тряпичная кукла оказалась воистину неисчерпаемой.

В собранной Татьяной Бахтиной коллекции, кроме кукол, которыми в нашем регионе играли в 30-50-е годы, есть кукла, сделанная еще в XIX веке. Сделана она всего из одного куска ткани. Это кукла-«перевертыш». Она изображает девушку, а перевернутая превращается в женщину с ребенком на руках. А еще в ее собрании есть целые кукольные семьи, причем семьи немаленькие.

Одна женщина показала Татьяне Ивановне, как раньше было принято играть в куклы.

Она сделала жениха, невесту, спела им свадебную песенку. А потом, через какое-то время, делала им куколок-деток. Раньше девочка играла очень важный процесс — создания семьи. А сейчас покупают ребенку красивую куклу Барби в комплекте с ее молодым человеком. А где свадебка, где песня, где ухаживания?

Шить рубашку для куклы-жениха девочке помогала мама, делать люлечку для младенца помогал отец. А ведь рассказчица в семье была девятым ребенком…

Вот видите, насколько это было важно для родителей -помочь ребенку в этой игре. Девочка ведь не просто играла, она училась тому, что пригодится ей во взрослой жизни. Так в ней закладывались качества, необходимые будущей жене и матери.

Порой в экспедициях Татьяна Бахтина узнает об очень необычных куклах. Старая, почти столетняя бабушка рассказала, что ей отец делал игрушку из дерева — тело человека, а голова медведя. Что это был за персонаж — до сих пор загадка.

До сих пор народная игрушка не перестает ее удивлять -своим многообразием и символичностью:

Женщина мне показывает палочку. Сверху приклеено что-то типа кепочки, снизу — намечены штаны. Говорит: «Вот это мальчик. Чего еще мальчишечке-то надо, кроме кепки да штанов?». У такой куклы нет ни ручек, ни рубашки. Ему даже имя не дают — зачем ему имя, он просто мальчик. А вот девочку она наряжала классно: у нее и платье красивое, и фигура присутствует.

А еще народные игрушки всегда отражают индивидуальность своих авторов. Двух одинаковых, даже среди сделанных по одной схеме и в одной деревне, быть не может.

Я общалась с двумя соседками. Они вместе росли, вместе играли, а куклы у них разные. Хотя делали они их тоже вместе — но каждая немного по-своему, — завершает свое повествование об удивительных и простых народных куклах Татьяна Бахтина.