Сергей БЕЗРУКОВ: «В ОМСКЕ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ КАК ДОМА»

На творческой встрече после спектакля «Нашла коса на камень» режиссёр Сергей Безруков много говорил, шутил, смеялся и, конечно же, чуть-чуть актёрствовал. Актёры труппы, только что отыгравшие четырёхчасовой спектакль, выглядели очень уставшими и предпочитали отмалчиваться. Говорил за всех режиссёр, который, напротив, выглядел очень бодрым

Встреча задержалась примерно на час, за что Безруков сразу же принес свои извинения: «Мы задержались не просто так, у нас была встреча с губернатором и власть имущими. Вообще, когда нам сказали, что в зале сидят критики и губернатор, актеры стали заметно нервничать, такого волнения у нас на премьере не было». Безруков отметил, что Виктору Назарову очень понравилась фраза «из бюджета не выйду», прозвучавшая в спектакле.

О спектакле «Нашла коса на камень»

Сергей Безруков «Спектакль создавался в короткий срок, всего за неделю. Текст комедии написал я сам. (Эта реплика вызвала удивление у критиков. -С. П.). Все время до премьеры почти не спал, я фанат своего дела, я трудоголик, могу работать в таком режиме нон-стоп». «И в это время он почти не ел, а только пил кофе», — добавляет актриса Галина Богашевская.

«Одна из тем в спектакле -«возможно ли в России заниматься бизнесом и не воровать?» — некая фантазия на сей счет. Мы пофантазировали, и получился такой главный герой Васильков — белая ворона в бизнесе XIX века. Насколько он похож на честных бизнесменов в наше время — это уже судить зрителю. Все настолько утопично в нашей России, но ведь Островский написал пьесу в XIX веке, значит, на эту тему размышляли еще тогда. Островский думал об этом, ну а мы просто вернулись к теме, потому что, к сожалению, ничего в России не поменялось. Кроме костюмов, пожалуй, -тогда одевались симпатичнее, чем сейчас. Костюмы, кстати, в постановке просто шикарные. Их создала Ирен Белоусова, известный художник по костюмам. Актеры с удовольствием примеряли их и рассматривали на себе. Что касается пороков, они все те же — связаны с законом, честью, деньгами. Поэтому и герой наш порой неуклюжий, но самое главное, честный человек в русском бизнесе.

До этого я ставил спектакли, в которых сам же и играл, и очень мучился от того, что смотрю на себя не как персонаж, а как режиссер, например в спектакле «Пушкин». А здесь все по-другому, я три с половиной часа хожу и не знаю, куда себя приткнуть. В Омске во время спектакля я исходил весь Музыкальный театр раз сто. Скажу так, без накладок не обошлось, неправильно были поставлены декорации, сгорел один прожектор, а самое главное, в финальной сцене не пошел снег. А должно было быть так красиво: герой Дюжева в шубе, обнимает героиню Андоленко, падают хлопья снега». Дмитрий Дюжев пошутил: «А по актерским ощущениям, на сцене немного похолодало».

О Московском Губернском театре

«Ситуация сложилась неожиданным образом. Мне предложили возглавить Московский областной Дом искусств. На его базе было два областных театра: Театр драмы Островского и Камерный театр. Я объединил эти труппы и придумал Московский Губернский театр, которого доселе не было. Название театру дал я сам. Объединение произошло 9 января 2014 года. Объединить актеров нужно было посредством идеи, — в итоге кто-то ушел, кто-то пришел. Но самое главное, что пришли и остались артисты, которых я пригласил поработать для спектакля «Нашла коса на камень». Мне было трудно доказать труппе, что я режиссер. Меня все знают как актера, сначала было неясно, как мне с ними проигрывать каждую роль, как выстраивать, -это было очень важно. Я рад. что они поверили, что пошли за мной. И актерам очень благодарен.

О своей поездке по России

«На днях я был на острове Ольхон на Байкале, я там рыбачил, очень люблю рыба: ку. Выдалось свободных полтора часа, и мне удалось порыбачить на озере. Рядом мной был профессиональный рыбак, который организовал это все и очень ратовал за то. чтобы я хоть что-то поймал. А я поймал! Всего 11 хариусов. Он сказал: «Сергей, вот знаешь, пригласили меня один раз на рыбалку сюда, а приехал и остался тут, понял, что не смогу уехать». И здесь, в Омск^ меня такое же ощущение».

Планы на будущее

Уже есть задумки на 2-3 года вперед. Но говорить о них боюсь: такое уже бывало не раз, когда я говорил о своих планах а потом видел, как их реализовывал кто-то другой. Скажу только, что я отказался от многих ролей в кино, потому что сейчас для меня существует только театр. Я вырос в театре, моя жизнь прошла в театре.

Сергей БЕЗРУКОВ

Народный артист РФ (2008), лауреат Государственной премии РФ (1997). Родился в 1973 году в Москве, в семье актера и режиссера Виталия Безрукова. Окончил Школу-студию МХАТ в 1994 г. (курс Олега Табакова), в том же году был принят в труппу театра под руководством 0. Табакова. В 1994 г. дебютировал в кино, сыграв главную мужскую роль в фильме «Ноктюрн для барабана и мотоцикла». С тех пор в кино и на телевидении им сыграно более 40 ролей.

В 1995-2000 гг. сотрудничал с телепрограммой «Куклы» (НТВ), в которой озвучивал 12 персонажей.

В 2004 году был выпущен диск «Страсти по Емельяну» с песнопениями на стихи иеромонаха Романа из спектакля «Страсти по Емельяну» в исполнении С. Безрукова.
В 2008 году выпущены в свет аудиоальбом «Хулиган», где актер читает и поет стихи Сергея Есенина, а в 2009 году — альбом русских народных сказок в исполнении Сергея и Ирины Безруковых, издание которого стало благотворительной акцией в пользу воспитанников детских домов. В 2010 году основал антрепризный театр, который так и называется -Театр Сергея Безрукова. Здесь он играет в спектаклях «Пушкин» (Александр Пушкин), «Сирано де Бержерак» (Сирано) и моноспектакле «Хулиган. Исповедь», в основе которого — судьба и творчество поэта Сергея Есенина. В марте 2013 года назначен художественным руководителем Московского областного Дома искусств «Кузьминки». С января 2014 года — художественный руководитель Московского Губернского театра. Соучредитель (совместно с супругой Ириной Безруковой) Фонда поддержки социокультурных проектов Сергея Безрукова. Актер является активным пользователем социальной сети Instagram, в которую он выкладывал собственные фотографии Омска.

Ещё моя распашонка «играла» в спектакле отца «Разбойники». Потом уже сам стал появляться на сцене. Нужно быть фанатично преданным театру. Я понимаю актеров, потому что сам себя каждый раз ставлю на их место. Переживаю за них, если у них что-то не получается. Этим и отличается режиссер от худрука».