АРКТИКА БУДЕТ НАША

Омская область хочет стать центром наукоемкого машиностроения, ориентированного на освоение Арктики

Тему освоения Арктики обсуждали на минувшей неделе участники III съезда инженеров Сибири. На круглом столе по деловому сотрудничеству в Арктике, в котором принимали участие представители органов власти и руководители промышленных предприятий, шла речь о том, что для решения этой государственной задачи инженерный, промышленный и научный потенциал регионов Сибири задействован в очень малой степени. Участники совещания отметили, что в Арктике необходимо внедрять инновационные технологии освоения природных ресурсов, а особое внимание уделить развитию коммуникаций и инфраструктуры.

Как считает член-корреспондент РАН, заместитель генерального директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Валерий КРЮКОВ, сырьевой сектор нельзя недооценивать как катализатор и драйвер высокотехнологичного и наукоемкого направления модернизации российской экономики. Наиболее важная на сегодняшний день задача: наладить экономическое взаимодействие между севером и югом Сибири и отработать механизмы взаимодействия высокотехнологичных компаний с компаниями сырьевого сектора на новой проектной основе, что в перспективе обеспечит устойчивость и целостность экономики всей Сибири на долгие годы. Место Омского региона в этом проекте, как считает ученый, весьма значительное. Омская область, по его мнению, может стать «одним из центров наукоемкого машиностроения, ориентированного на освоение ресурсного потенциала севера Сибири и арктической зоны».

Принято считать, что главная проблема в сырьевом секторе — исчерпание потенциала недр. На самом деле это ресурсодобывающие компании исчерпали свои возможности в сложившейся экономической модели освоения природных ресурсов. Быть сырьевой страной — это не зазорно. От минерально-сырьевых ресурсов не нужно никуда уходить, просто нужно уметь ими грамотно распорядиться, — пояснил Валерий КРЮКОВ.

Первый заместитель председателя правительства Омской области Юрий ГАМБУРГ напомнил, что тема Арктики для Омска не нова, что Омская область уже активно сотрудничает с Газпромом и Роснефтью, выпускает оборудование, необходимое этим компаниям для освоения Арктики, а тема развития арктической зоны была главной и на прошедшей год назад выставке «ВТТВ—2013», где омские предприятия презентовали технологическое оборудование и продемонстрировали конкретные образцы производимой продукции.

Омские наработки для Арктики в области транспортного машиностроения (тяжелый механизированный мост, универсальный танковый мостоукладчик, мостовой механизированный комплекс) представил генеральный конструктор ОАО «КБТМ» Игорь ШУМАКОВ, в области обеспечения надежной радиосвязи в высоких широтах — заместитель генерального директора по научной работе ОАО «ОНИИП» Сергей КРИВАЛЬЦЕВИЧ. А дорожную карту комплексной программы «Инновационный транспорт для труднодоступных регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока» («Иннотранс Севера») представил заместитель министра экономики Омской области Виктор БЕЛОВ.

Дорожная карта, по его словам, направлена на выполнение комплекса мероприятий по разработке, производству, испытаниям и освоению инновационных транспортных средств. В комплексную программу включены среди других видов инновационной транспортной техники семейство грузопассажирских амфибийных вездеходов на воздушной подушке «Арктика», амфибийные самоходные грузовые платформы на воздушной подушке «Арктика-АВП», снегоболотоходы на шинах сверхнизкого давления «Лаптежник», «Муромец» и другие машины.

Оператор дорожной карты — НП «Сибирское машиностроение», которое объединяет сегодня порядка 40 омских наукоемких предприятий. В состав исполнителей дорожной карты входят порядка 20 инновационных организаций различных форм собственности. Основные исполнители —15 специализированных организаций. Все мероприятия дорожной карты реализуемы в краткосрочной перспективе и могут войти в действующие государственные программы по развитию транспортного машиностроения и освоения арктической зоны, — подчеркнул Виктор БЕЛОВ.