МЕЖДУ ДВУХ БЕРЕГОВ

В живописи Евгений ЗАРЕМБА может запечатлеть воздух, а в графике - соединить небо и землю

У многих художников четко расставлены приоритеты: они занимаются либо живописью, либо графикой. Впрочем, одна из этих техник может всплывать в их творчестве, так сказать, факультативно». У Евгения ЗАРЕМБЫ они равноправны. Тонкий художник-универсал плодотворно работает и в графике ив живописи, а с некоторых пор и в объекте.

Петроглифы и иероглифы

Чему верен ЗАРЕМБА, так это традициям абстрактного искусства. Хотя сам он утверждает, что пишет вполне реальные вещи, в основе которых
лежат природные формы, природные стихии: воздух, вода, огонь, камень. Художник просто оперирует ими как некими символами. Поэтому, в отличие от других абстракционистов, он уделяет большое значение пленэру как способу постижения энергетики места. Совсем недавно в музее «Либеров-центр» работала выставка «В стране петроглифов», одним из авторов которой был Евгений ЗАРЕМБА. Петроглифы — это рисунки, выбитые на камне. Они известны с древности. «Мы были в Торном Алтае и жили там на высоте двух с половиной тысяч метров, — рассказывает Евгений. — Река Юангаш — это такое сакральное место, где насчитывается 35тысяч петроглифов. Там проходила одна из ветвей Великого шелкового пути. И вот много работ у меня сделано по ощущениям Алтая».

Сейчас в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля проходит персональная выставка Евгения ЗАРЕМБЫ «Светлые воды, темные берега». Тема некой границы всегда интересовала художника, и он возвращается к ней постоянно. Границы фактур, колористические границы ощутимы в каждой работе. Ну а жизнь, она ведь тоже сегодня катит светлые воды, завтра являет темные берега. Главное — движение, обновление, стремление к неизведанному. На выставке представлена в основном живопись. Наибольшее значение в ней отводится цвету, и это заметно уже в названиях работ: «Красный пейзаж», «Синяявода», «Розовый лед». Из вселенского хаоса рождается «Новый день», а «Темная вода» хранит единственное белое пятно — осколок айсберга. Художник умудряется даже изобразить воздух. Ведь, по его мнению, все объекты в этом мире структурированы, а значит, визуально читаемы. Графика присутствует в виде небольшой карандашной серии «Тотемы-Кариатиды». Черно-белые изображения напоминают иероглифы, в них ЗАРЕМБА заключил символ соединения неба и земли.

Камень, кисточка, коряга

Несколько раз на выставке-конкурсе «Мой город» Евгений ЗАРЕМБА занимал призовые места в номинации «Живопись», а потом вдруг выступил с графикой, и снова успешно. Люди, регистрирующие результаты работы жюри, даже удивились: «Вы ничего не перепутали?». А ему действительно интересно все. И живопись, и графика, и какой-то концептуальный объект являются частью единого творческого пространства, живопись у ЗАРЕМБЫ пер( неслась лаконичность график] в графику влилась некоторая живописность, в объекты — идея микрокосмоса, которая прослеживается и в полотнах, и графических листах.

К объектам Евгений пришел, можно сказать, случайно. На байкальском пленэре, так и сяк выписывая красивые камни, он вдруг почувствовал необходимость взять какие-то из них с собой За камнями потянулись корни, коряги, вымытые волной. Все это помогло увезти дух места, а после стало самостоятельными художественными работами. Одна из них — объект «По волнам» (кусок дерева в виде завитка на скрипичном грифе), где обыгрывалась и форма, и смысл, — была продана не так давно на выставке в Лондоне.

В июле еду в Новосибирск на месяц. Там много топляка — затопленных деревьев. Это хороший материал, хочу плотно с ним поработать, — делится планами Евгений. Но основные берега его творчества — это все же холст и бумага. «Плывя» между ними, он познает Вселенную и рассказывает о своих познаниях зрителям.

Точка отсчета

Условная форма дает больше свободы, считает ЗАРЕМБА. Поэтому абстракция, конечно, предпочтительнее для выражения отношения к окружающему миру, для воспроизведения той или иной «картинки». Это взгляд на мир через определенный шифр, открывающийся не каждому. Поэтому вокруг творчества художников-абстракционистов так много недопонимания. Искусство Евгения ЗАРЕМБЫ метафорично, ассоциативно, оно наполнено высокой поэзией, философским смыслом и вместе с тем напоминает иногда научный трактат. И если приглядеться, в любой работе можно найти зерно Начала — начала мира, истории, какого-то процесса. Недаром отправной точкой его творчества является все-таки природа — прародительница всего и вся.

Фарида БУРЕЕВА, куратор выставки «Светлые воды, темные берега»:

А А Евгения ЗАРЕМБУ увлекает метафизическое состояние мира, наиболее явственно ощущаемое на границах структур и элементов: вода — твердь, свет -тень, огонь — воздух, вход — выход. По мнению автора, именно здесь в результате их взаимодействия появляется жизнь, здесь чувствуются ее импульсы или резонансы, воспринимаемые человеком. Представленные на выставке произведения в большинстве своем транслируют энергетику напряжения через художественно-выразительные средства экспрессионизма: контрастирующие линии красочных мазков, гиперболизацию и искажение цвета, наполнение его символическим значением.