Евгений ДОРОХОВ: «РАБОТА ХУДОЖНИКА — ПОВОД К РАЗМЫШЛЕНИЮ»

Евгений ДОРОХОВ входит, наверное, в число самых известных художников города

О нем писали столичные и местные искусствоведы, о нем хотя бы раз слышал даже тот, жто абсолютно не интересуется изобразительным искусством. Он устраивал свои выставки в Омске, по всей Сибири, а также в Москве, в Магдебурге, Париже, Шанхае и везде был новым и неожиданным.

Прирожденный живописец, ДОРОХОВ тем не менее очень любит бумагу, не только в плане создания графических листов, но и в плане создания объектов. Его недавний проект «В Начале было Число» представляет собой серию объектов из пенопласта, где вместо красок используются цветные бумажные салфетки. Многочисленные цифры, сделанные методом тиснения, — тайные коды, в которых зашифровано все, от имени автора до законов Вселенной. Вселенная всегда была для ДОРОХОВА его территорией: и когда он вынимал из нее архаические мотивы (выставка «Художник в знаковом поле архаики» в Омском историко-краеведческом музее), и когда непосредственно приближался к космосу . художественно-астрономический проект «Звездный дождь»), и даже когда рисовал букеты цветов, похожие на скопления метеоритов или праздничный салют.

Мы сидим в его просторной мастерской. Евгений заваривает иван- чай, собранный н засушенный по собственному рецепту, добавляет смородину, привезенную с Алтая. По мастерской плывет ягодно- травяной аромат, а мой взгляд упирается в неоконченную картину, очень подходящую по тематике. Зеленый стог, пестрящий цветами, и белый ободок сверху. Догадываюсь: это зимний стог, хранящий в себе разноцветье лета. «Я еще стрекозу внутри нарисую, — говорит Евгений. — Специально засушил. Пока не знаю, как назову работу, но что-то вроде «Память о лете». Зимой, когда сено разворошишь, такой запах!»

Осенью еду в Новосибирск, — рассказывает ДОРОХОВ. — Там уже давно проходят выставки художников, которые так или иначе опираются в своих работах на архаику. У кого-то это более в лоб, у кого-то очень философски переосмыслено. Например, у РЫБАКОВА практически абстракция. У меня там тоже абстрагировано, но по-другому. И вообще увлечение архаикой — это сибирское явление, на Западе такого не наблюдается.

А как у вас началось это увлечение?

Значит, предыстория такова. Я ездил в свое время в Тобольск, рисовал там этюды — храмы, все такое. А в местном музее были всякие интересные бронзовые вещи, я их тоже рисовал. Потом привез работы сюда. Я тогда общался с Леонидом Петровичем ЕЛФИМОВЫМ. Он любил смотреть работы художников. Больше никто из искусствоведов в жизни так не смотрел никогда. Он уходил в них, возвращался, снова уходил. Потом раскладывал их в три пачки и говорил: «Это можешь выбросить. Вот это вообще никому, никогда. А вот это — как хочешь». Его мнение было очень ценно на самом деле. И как-то на таком маленьком показе присутствовала Галина Юрьевна МЫСЛИВЦЕВА, тоже наш искусствовед, и она мне посоветовала поехать на раскопки к профессору ОмГУ Владимиру Ивановичу МАТЮЩЕНКО. Позвонить было нельзя — кому позвонишь в поле? Сотовых же телефонов не было. И я просто сел и поехал. Три года после этого я бывал на раскопках у МАТЮЩЕНКО. Наездом, конечно. И пожил там, и поработал. Мы подружились. Я был очень впечатлен. Ведь эти кусочки керамики, которые мы находили, были остатками предметов, созданных древними людьми две тысячи лет назад до нашей эры! Меня это просто поразило.

И уже тогда у вас пошел какой- то космос. В работе «Рождение легенды» мне видится человек, плывущий к иллюминатору.

Человечек — это составляющая орнамента. Там очень спорно. Кто-то считает, что это просто рисунок, а кто-то — что в нем антропологические знаки заложены. Я все-таки трактую эти изображения как человечков. А работа родилась, когда мне дали в руки горшок. Остродонный, древний. Я заглянул в него, а там — будто вся Вселенная, небо звездное. Да, и космосом у меня увлечение пошло оттуда.

Все взаимосвязано. Потому что архаичные сюжеты в разной степени были связаны с небом. Эти горшки, черепки — на них знаки солярные постоянно. Вот тут у меня человечки улетают на небо. Вот «Поднимающий небо» — переработка мифа. А вот «Небесный всадник». В то время как раз пролетала комета Хейла — Боппа, и я ее вставил сюда — получилось как бы всадник. И мои инициалы «Е.Д» всадника напоминают, тут двояко.

Хочется спросить про вашу технику, которая всегда узнаваема. У вас краска ложится как застывшая лава. Это ваша собственная придумка или такая техника уже существовала?

Нет, я придумал. Я всегда к фактурам тяготел. Но фактуры, они такие были, как у всех, мастихинные. А вот когда я начал заниматься проектом, связанным с архаикой, передо мной встала проблема, как выразить орнамент. Там ведь борозды вглубь, а на холсте я вглубь сделать не могу. И я начал вытягивать их вверх. Так у меня родилась эта техника, которую я наиболее ярко использовал в архаике, но потом и в других работах тоже стал применять.

А там только краска или в нее что-то еще добавлено?

Нет, я не пользуюсь больше ничем. Это краска, специальная технология. В 1920-е — 1930-е годы некоторые экспериментаторы, конформисты, к примеру, примешивали к краске песок и даже бетон. Но это разрушается со временем. А краска держится. У меня это уже испытано — куда только работы ни возил, ничего не осыпалось. Специально можно отодрать, но только с мясом.

Евгений, вы преподаете на кафедре монументальной живописи ОмГПУ, были ее основателем и заведующим, являетесь профессором. Вот просто для непосвященных скажите: что такое монументальная живопись?
Потому что многие люди при слове «монументальная» представляют памятник, а при слове «станковая» — станок.

Монументальная живопись, естественно, связана с архитектурой. Там все делается на архитектурных объектах. Это не станковая картина, которая вешается на стену. Это либо роспись, либо мозаика, либо витраж. Разумеется, здесь и масштабы, и подходы другие. И те, кто занимается этим, понимают, что это нельзя будет так просто взять и убрать. В принципе это надолго. Иногда так получается, что на века. Вот только у нас в городе, к сожалению, произведения монументального искусства уничтожаются — где-то планово, где-то по недосмотру. Поэтому многое из того, что было сделано в годы расцвета монументального искусства, уже не сохранилось.

Ваши работы в основном большого формата. Это сознательно или случайно получается?

В общем- то, сознательно, конечно. Когда после стенок пишешь картины, то контраст ощутим, и хочется уже чего-то побольше. Я же занимался монументалкой сразу после окончания института, подрабатывал. Делал роспись кабинетов в 26-й школе-гимназии. У меня была хорошая работа в СКК им. В. Блинова — многофигурная композиция по роману Брюсова «Огненный ангел» в артистическом кафе. Сейчас ее убрали. Но она привлекала внимание многих приезжающих на гастроли артистов. Приветы мне передавали, в том числе ПУГАЧЕВА. (Смеется).

Живопись, графика, коллажи, объекты. Что помогает вам быть разнообразным?»

Я не могу делать одно и то же, я постоянно придумываю что-то, переключаюсь с одной техники на другую. При этом я совершенно не волнуюсь, что эту работу куда-то не возьмут, а о той что-то не так скажут. Мне даже становится неинтересно, когда публика начинает меня уж слишком «понимать». Я не люблю, когда в работе все сразу раскрывается. Работа должна быть каким-то толчком к размышлению, к философствованию, к поиску сюжета. Иногда зрители находят в картине то, о чем я даже сам не предполагал.

Скажите, а что вы лично для себя вкладываете в понятие «художник»?

По моему убеждению, художник — это человек ищущий, делающий что-то новое. Это творец, изобретатель. И мне нравятся художники, не зависящие от школы, не зацикленные на ремесле, художники, которые разноплановы и не боятся экспериментировать.

Евгений Дмитриевич ДОРОХОВ

Родился 28 октября 1958 года в Калачинске.

В 1984 году окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института.

Член Союза художников РФ с 1991 года.

Профессор монументальной живописи с 2007 года .

Лауреат премии администрации Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства имени народного художника России К.П. Белова (2002).

Стипендиат Министерства культуры Российской Федерации (Москва, 2010).

Награжден золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» СХ России (2012). Имеет другие награды.

Произведения хранятся в музеях и частных собраниях Омска, Красноярска, Новосибирска, Тобольска, Магдебурга (Германия), в том числе в коллекции банков: Инкомбанк (Омск), ИТ Банк (Омск), Сбербанк России (Омск).

Женат. Сын Павел.