ТОТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

Мифические, сакральные, фольклорные образы животных часто присутствуют в картинах Татьяны ТАТАУРОВОЙ

Случайно перепутать ее работы с чьими-то другими просто невозможно. Они не теряются даже в самой большой экспозиции. Работы Татьяны ТАТАУРОВОЙ узнаешь сразу по открытому цвету, по ярким сюжетам, по стилизованности под русский лубок или этнографический материал. Начав с вышивки и аппликации, попробовав графику, Татьяна ТАТАУРОВА выбрала для себя живопись. И, пожалуй, именно здесь она смогла в полной мере реализовать свои замыслы и фантазии.

Легенды Африки и Сибири

Многие художники отталкиваются от натуры. Татьяна ТАТАУРОВА идет от внутреннего ощущения, от импульса, который получает, взглянув на какую-нибудь вещь, ситуацию или просто на тюбик с краской. Лаже выезжая на пленэры, она не пишет природу такой, какая она есть. Художница ищет эквивалент этому в своем воображении. Обычно получаются довольно фантастические сюжеты с нереальной цветопередачей, с лаконичными крупными деталями. Кстати, работы Татьяны имеют успех. Вот и такие известные, как «На краю поля» или «Зачем вы, девочки, красивых любите?» давно нашли благодарных зрителей, поселивших их в своих домах.

Татьяна ТАТАУРОВА родилась в селе Усть-Шиш Знаменского района. Когда-то это был довольно большой поселок с леревообрабатывающим комбинатом, но постепенно жизнь в нем затихла. Главное — место это историческое. Там, где река Шиш впадает в Иртыш, говорят, была последняя стоянка Ермака. Напитавшись этой атмосферой, брат Татьяны Сергей стал историком, кандидатом наук, известным в городе археологом. Приходя к нему в гости, заезжая вместе с мужем к нему на раскопки, Татьяна имела возможность прикоснуться к удивительным вещам -свидетельствам древней северной культуры. Так появился цикл этнографических работ, ставший даже самостоятельной выставкой
«Возвращение солнца».

— Идея работы «Во-Шинг Бобер с острова Бобров» возникла, когда брат показал мне бляшку, а на ней — два бобра и человечек посередине, — рассказывает Татьяна. — И я уже додумала, что, скорее всего, это родоначальник какого-то рода Бобров с острова Бобров, и находится этот остров на северных реках. Или вот эти работы — «Ымьял-Пая и Анчи Абышка» и «Алтын-Чач и Торко Чачак». Я взяла имена коренных народов Сибири. Интересно, когда вот такие корни настоящие. Работы «Золотая баба» (она сейчас находится на продаже в галерее «Квадрат»), «Бубен, катящийся с горы», «Медвежий праздник», « Мир-Сусне-Хуму полетел» — это все оттуда, от общения с братом, от знакомства с его работой.

Вот так пошли эти северные мотивы, сюжеты мифов и легенд. Очень интересная, глубокая тема на самом деле.

Африканская серия родилась не от желания тепла, а от стремления сменить краски. Чтобы не зацикливаться на синем и сиреневом, а сделать яркую красно-желтую работу. Или попробовать сочетание желтого и фиолетового, охры и терракотовых оттенков. Опять же получилось работ на целую выставку — «Влюбленные с острова Мадагаскар». Сейчас ТАТАУ-РОВУ интересует немножко другое — изображение растений в русском лубочном стиле, в стиле русского орнамента («Золотые яблоки», «Во поле береза стояла»). Тут уже прочитывается славянская мифология. А цветы нет-нет да и напомнят о любимой когда-то вышивке, образчики которой еще можно найти в дальних углах квартиры-мастерской.

Таня и медведи

Художница часто обращается к женской тематике, что, наверное, совершенно естественно. В каких-то образах она даже изображает себя. Так было в работе «Ищу счастье». Причем если изначально на картине были только женщина, цветок папоротника и змей — хранитель цветка, то позже появились медведь и волк.

— У меня тогда было как-то нехорошо на душе, — вспоминает Татьяна. — Такой вот сложный период в жизни творческой. И образы людей, которые были мне на тот момент неприятны, я зашифровала в образы медведя и волка. Изобразила — и сразу стало легче. Тем более я поняла, что эти люди себя узнали. В этом и преимущество художника, что он может позволить себе такое иносказание.

Вообще же медведи — одни из любимых животных Татьяны ТАТАУРОВОЙ, часто ею изображаемые («Маша и медведи», «Медвежий праздник», готовящаяся работа «Ярмарка»). Медведь, конечно, образ не натуральный, а тоже стилизованный под фольклор. «Я люблю рисовать животных, — говорит Татьяна. — Может быть, потому, что я выросла среди природы. Мне это близко. У меня везде волки, медведи, коты, зайчики». В работе «Полнолуние> у ТАТАУРОВОЙ даже облако напоминает кошку. «Полнолуние» — наверное, самая мистическая ее работа, хотя изображен там реальный дом из числа старого деревянного фонда. Но так по-булгаковски отражается в картине томление полной луны. Не спится старику, не спится молодой женщине в окне. Ангел на крышу присел — улыбается на выпады беса, пристроившегося рядом. Чувствуется, привычное это у них общение.

Сиреневое настроение

ТАТАУРОВА чутко улавливает состояние природы. В сиреневом вечере, что изображен на еще не высохшем холсте, безошибочно угадывается уходящий август. И это же время года — исход лета — сейчас на душе у женщины, присевшей последним теплым вечерком покормить кошек рядом с отцветающей клумбой. Сиреневое настроение. Спокойствие. Предчувствие осени. А вот «Омская лирическая»: тоже летний вечер, тоже женщина и — аккордеон. Работа недавно вернулась с очередной выставки-конкурса «Мой город». У Татьяны к аккордеонам в женских руках какая-то особая тяга (если вспомнить работу «Зачем вы, девочки, красивых любите?»). «Такое композиционное решение, когда играют на инструментах, поют, мне очень нравится в живописи, -объясняет художница. — Это какой-то полет души».

Скоро начнется новый учебный год. Татьяна вновь превратится в Татьяну Филипповну — педагога художественного отделения ДШИ № 3, лучшим преподавателем, между прочим, в 2011 году признанным. Она сама в школьном возрасте с преподавателями художественных дисциплин не занималась. Правда, узнав, что в Омске есть институт, где «учат на художников», решила поступать туда, и только туда. Отец повез девочку в город знакомиться с вузом. Как нетрудно догадаться — педагогическим, где и был художественно-графический факультет. Их встретил Амангельды ШАКЕНОВ. «Он к нам очень хорошо отнесся, — вспоминает Татьяна. — Поговорил с нами. Даже сказал: «Давайте я вашей девочке поставлю натюрморт, пусть попробует». Дал мне краски, кисточки, показал несколько моментов. Я до этого все совсем по-другому себе представляла. А он говорит: там больше оттенков, тут больше цвета. Было очень интересно». И хотя потом на курсе преподавали Станислав БЕЛОВ, Александр ТЕМЕРЕВ, Борис ТРЖЕМЕЦКИЙ, ШАКЕНОВ запомнился как первый учитель.

В жизни все не случайно, а уж в творчестве — тем более. И какие-то новые повороты, новые стремления, новые образы приходят для чего-то. У Татьяны ТАТАУРОВОЙ довольно долго ее синие медведи, животные из северных мифов были как некие тотемы — обереги, путеводители, ведущие к свету. И если наступит время чего-то иного, хочется верить, это тоже принесет удачу.