ПОДНЯТЬ ОМСК НА ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ

собирается в день 300-летия города Станислав ВОЗНИЦКИЙ

Недавно свой 80-летний юбилей отметил график, художник-монументалист, проектировщик Станислав ВОЗНИЦКИЙ. Станислав Леонидович принадлежит к поколению мастеров, которых в свое время учили комплексно подходить к оформлению пространственной среды, продумывать все детали и мелочи. Вот и сейчас это ощущается в разработанных им проектах обустройства природного парка «Птичья гавань», оформления городских улиц к празднованию 300-летию Омска. Проекты пока не утверждены, но ждут своего часа.

Картинки детства

Предыдущая юбилейная выставка Станислава ВОЗНИЦКОГО, приуроченная к «промежуточной» дате, называлась «Сага о Сибири». Сибирь — близкая для художника тема. Он родился на станции Тайга Кемеровской области. Потом семья переезжала в Новосибирск, в Томск, пока, наконец, не оказалась в Омске. Практически в течение всей жизни ВОЗНИЦКИЙ создавал графические серии, посвященные родному краю. Особенно эффектна серия «По сибирским сказаниям» — в ней словно из вихря возникают исполинские образы охотников, шаманов, духов природы. Сибирские легенды Станислав Леонидович слышал еще в детстве, потом собирал материал в творческих командировках, читал книги. Исторические моменты отразились в работах, посвященных завоеванию сибирских земель, ключевой фигурой здесь стал образ Ермака. Есть у ВОЗНИЦКОГО несколько работ, посвященных Афганской войне. «Омичи участвовали в ней? Участвовали, — говорит он. -Я же не могу это выбросить. Все это у меня есть, это тоже моя Сибириада».

Сага подразумевает все же какую-то семейную хронику. Работы на эту тему у Станислава Леонидовича удивительно светлы и многоцветны, они сделаны гуашью и напоминают детские рисунки. Наверное, потому, что действительно хранят детские воспоминания. Домик на станции Тайга окружен зеленью, кажется, что он является центром большого гнезда. Рядом с мальчиком отец, мать, дедушка — все еще живы. Момент уже военного детства — работа «Подранки». Тучи, закрывшие небо, напоминают хищных осьминогов. Брызжет радостью работа «В День Победы».

«Победная» брага

Это дом в Новосибирске, — перебирает графические листы, словно листает фотоальбом, Станислав Леонидович. — Это вот мама моя молодая. В Новосибирске мы жили недолго, потом отца уговорили поехать работать в Ижевск. Но доехали мы только до Томска. Нас остановили в дороге, потому что началась война. И вот я в Томске пошел в первый класс, как раз в первый день вернулся из школы, а отца уже нет. «Где папа?» — «Он на фронт уехал». И больше мы его не видели, в декабре он погиб. Это по случаю Дня Победы люди радуются.

А вы сами помните День Победы? -спрашиваю.

Конечно! Я тогда уже в Омске жил, и мне было двенадцать лет. Это уже… человек. Жили мы в домике у водокачки на улице Жактовской: бабушка, мама, я, мои тетя и дядя с ребенком. Ночью спим, вдруг — ба-бах! А это бабушка поставила бражку, неизвестно для чего, потому что пьющих-то у нас не было. И она вот так «отсалютовала». А утром просыпаемся -восторг, шум, все на улице, поздравляют, целуют друг друга. Победа. А тут бражка взорвалась. Символично.

Под влиянием Куинджи

Когда, как вы надумали стать художником? — продолжаю допытываться я.

Не знаю… — растерянно отвечает ВОЗНИЦКИЙ. — Хотя нет, знаю. Отец работал на заводе в Новосибирске и однажды привел меня к себе на работу. Там чертежи какие-то на столе лежали, я начал их от скуки срисовывать. А потом он познакомил меня с настоящим художником. Тот мне стал показывать свои работы. Ну как «свои» — копии. Куинджи, Крамского. Я увидел «Заросший пруд», «Лунную ночь», «Над вечным покоем». Ясное дело, вот такие глазища! Я, конечно, еще не кричал, что хочу стать художником, мне тогда шесть лет всего было. Но работы запомнил. И сам стал потихоньку рисовать.

В Омске судьба свела ВОЗНИЦКОГО с Геннадием ДОБРОВЫМ, Станиславом БЕЛОВЫМ. Они вместе учились в школе, ходили в Дом пионеров, где с ними занималась их первая учительница рисования Лидия Михайловна ЖОЛОБОВА. БЕЛОВ и ВОЗНИЦКИЙ и вовсе были закадычными друзьями. Они бывали дома друг у друга, и встречи с Кондратием Петровичем БЕЛОВЫМ, легендарным сибирским художником, оставили у восприимчивого юноши незабываемые впечатления. В 1961 году ВОЗНИЦКИЙ поступил в Пензенское художественное училище. Это было тогда модно — учиться в Пензенском училище, его заканчивали и КУПРИЯНОВ, и ШТАБНОВ — столпы художественного общества Омска.

Творчество и бюрократия

В училище у ВОЗНИЦКОГО хорошо шли все дисциплины — портрет, живопись, рисунок. И в композиции он преуспел. Сейчас уже можно в этом признаться — делал иногда работы за товарищей. В Омске он какое-то время был главным художником на заводе СК, главным художником Ленинского округа. Но социалистический абсурд не давал нормально работать. Например, вызывают тебя в обком профсоюзов и говорят: бери соцобязательство. А какое соцобязательство может быть у творческого человека? Это же чистой воды бюрократия. Так и сказал. « Что еще за художник такой у нас появился ?!» — возмущалось начальство.

Вот от всего этого ВОЗНИЦКИЙ и решил «сбежать» в Казахстан. И действительно, будто воздуха свежего глотнул. Приняли хорошо, заказы были интересные. Тогда уже Станислав Леонидович активно занимался монументально-декоративным искусством. В Омске им были оформлены отдельные интерьеры в Доме быта на Масленникова, совместно с Николаем ТРЕТЬЯКОВЫМ создана известная роспись «Спорт» на стадионе ПХБО «Восток». В Казахстане он делал экспрессивные росписи интерьеров студенческих общежитий, трудоемкие цветные витражи, самый значительный из которых — «Родина». А сколько работ было по сельским районам! ВОЗНИЦКИЙ периодически уезжал и возвращался, работал и здесь, и там, был «вечным командировочным». А когда его звали куда-то насовсем, отказывался, оставаясь верен Омску.

Ключ от города из царских рук

В архиве художника сохранилось много нереализованных проектов. Некоторыми из них не грех бы заинтересоваться городским властям. Например, проектом по обустройству «Птичьей гавани», об облагораживании зоны которой сейчас идет столько разговоров. ВОЗНИЦКИЙ предусмотрел на ее территории и фонтан, и обсерваторию, и бассейн, и экскурсионную железную дорогу, а также ряд забавных функциональных объектов: качели «Мамки-няньки», скамейки «Слоник», «Мишка и улей». Интересный и необычный проект придуман и к 300-летию Омска. Самое необычное в нем — большие воздушные шары диаметром от одного метра до трех. Шары на бетонных подушках с изображением на них наиболее значимых моментов истории города должны составить галерею, которая протянется от железнодорожного вокзала до Соборной площади. Воздушные шары эффектны сами по себе и, в отличие от массивных стендов, стоят недорого. После праздника их можно сдуть и компактно сложить, а потом еще несколько лет использовать в День города, меняя «дислокацию» от округа к округу. Встречать же приезжающих в город должна, по мнению Станислава Леонидовича, Царица Сибири. Гордый образ почерпнут из северных мифов. Фигурой Царицы с символическим ключом в руках ВОЗНИЦКИЙ предлагает увенчать крышу омского вокзала.

Разговаривая о будущем празднике, о будущем города, мы подходим к окну. За ним, с высоты третьего этажа, открывается замечательный вид: Иртыш, по которому идут теплоходы, а дальше — зеленый, дикий берег. Сага о Сибири продолжается.