Отхожий промысел
Попасть на полигон для хранения бытовых отходов, расположенный за Ново-Южным кладбищем, не так просто: территория охраняется, в том числе и местными дворнягами, которые готовы порвать в клочья любого конкурента. Тем удивительней было увидеть здесь людей, которые не спеша сортировали по тюкам вновь привозимый мусор.
— Ищем металл, стеклянные бутылки, иногда попадаются вещи — одежда, обувь, — местный житель и рабочий Олег отвечает на вопросы журналиста неохотно: навстречу едет очередной мусоровоз, содержимое которого уже спешат разбирать «конкуренты» Олега. Причем среди них женщины и даже дети.
На часах — почти семь вечера, но грузовики продолжают везти мусор. За 20 минут, что мы находимся на полигоне, сюда приехало уже четыре машины. Работы у Олега хоть отбавляй.
Утилизация по схеме
Полигон, расположенный по Черлакскому тракту, — самый большой в Омске, он занимает 82 гектара. Площадка существует с 1959 года, последние десять лет на ней работает Группа компаний «Чистый город». По словам гендиректора Группы компаний Виталия Путинцева, ежедневно сюда свозят от двух до трех тысяч кубометров мусора -это больше половины всех отходов миллионного мегаполиса.
В Омске действует два основных полигона. По нашим прогнозам, работать им осталось года два, максимум три. Они находятся фактически и юридически в черте города, а это неправильно, — говорит Виталий Путинцев. — Необходимо их рекультивировать, чтобы исключить вероятность заражения и прочие неприятности. У нас в планах это есть.
Всего же, по данным министерства природных ресурсов и экологии Омской области, ежегодно на почти 900 тысяч кубометров мусора. Чтобы решить проблему, региональное ведомство, мэрия Омска и представители компаний, занимающиеся утилизацией ТБО, 20 июня подписали соглашение о сотрудничестве. До ноября 2014 года планируется разработать генеральную схему санитарных очисток территории областного центра и пригородного района, иными словами — «карту» свалок. Появится эффективная система утилизации отходов — в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Кроме того, стороны намерены навести порядок с вывозом ТБО в жилищной сфере.
Координировать действия по выполнению условий соглашения будет региональное Минприроды. Реализация генеральной схемы санитарных очисток начнется в 2015 году.
Чистота стоит дорого
Еще один вариант борьбы со свалками — строительство мусороперерабатывающего (мусоросжигающего) завода/ Эта тема в последние годы обсуждается все активнее, однако найти инвестора, готового взять на себя серьезные затраты, до сих пор не удавалось. В 2013 году интерес к омскому мусору проявила английская компания 1Т5С, но к работе она до сих пор так и не приступила. Своих планов не оставляет и «Чистый город», однако для их реализации предприятию необходима господдержка.
Пока же местные власти планируют навести порядок с действующими полигонами, а для этого им и необходима «карта». Разработчиком этого документа выступает ЗАО «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» (Управление по Сибирскому федеральному округу). По словам председателя совета директоров центра Евгения Гилева, схема не только юридически закрепит статус существующих мусоросборных площадок, но и определит территории для новых полигонов.
В дальнейшем площадки для хранения и утилизации отходов будут размещаться исключительно за чертой города, а значит, плата за вывоз мусора для жителей мегаполиса, скорее всего, увеличится. Ведь чем дальше находится полигон, тем большие затраты будет нести компания, занимающаяся сбором ТБО. Впрочем, как подчеркнул министр природных ресурсов и экологии Омской области Александр Винокуров, омичи готовы платить больше, главное — сохранить в чистоте родной город.
Виталий ПУТИНЦЕВ Гендиректор Группы компаний «Чистый город»:
В Новосибирске давно построен мусороперерабатывающий завод, но он не загружен. Мы тоже хотели строить,мо когда посчитали затраты -отказались от этой идеи: без помощи государства не обойтись. Причем должна быть поддержка на федеральном уровне, законодательно закрепленная. Вот, к примеру, завезти машину мусора на завод стоит 80 рублей, а на полигон, который находится рядом, — 50 рублей. Куда отправитесь, если вы перевозчик? Конечно, туда, где дешевле. Поэтому в Новосибирске завод простаивает без сырья. Ниже ценник они установить не могут, потому что будут работать в убыток. Вот эти 30 рублей и должно компенсировать государство.