Два рубля плюсом
Несмотря на многочисленные протесты омичей, мэрия с 1 июля все же повысила стоимость проезда в общественном транспорте. Теперь одна поездка стоит 18 рублей вместо прежних 16.
По словам директора департамента транспорта мэрии Омска Олега Осинского, при сохранении тарифа в 16 рублей предприятиям муниципального транспорта для покрытия недополученных доходов потребовалось бы более 300 млн. бюджетных рублей. А при увеличении стоимости проезда на два рубля — 185,8 млн. рублей. Именно такую сумму в конечном итоге и сумели изыскать в городской администрации.
Слагаемые тарифа
Следом за муниципальными перевозчиками обычно начинают активизироваться частники. Едва чиновники мэрии заговорят о необходимости повышения платы за проезд, как тут же эхом откликаются и перевозчики-коммерсанты, которые моментально начинают выдвигать свои предложения. На минувшей неделе, например, они пытались объяснить Общественному совету при Региональной энергетической комиссии Омской области, из чего складывается тариф на проезд.
Председатель правления НП СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян сделал это на примере индивидуального предпринимателя Валерия Бабайцева. Этот перевозчик предложил тариф в 24,20 рублей за поездку. Он эксплуатирует 16 автомобилей на семи маршрутах. Причем только одна машина находится у него в собственности, а 15 он арендует. Кстати, зарплату водителям платит не сам предприниматель, а собственник. Поэтому и зарплата, и все социальные выплаты проходят по статье «Аренда».
По расчетам Бабайцева, пробег автомобилей за год составляет более двух миллионов километров при средней протяженности маршрута в 22,7 км. По словам Владимира Геворгяна, одна единица автотранспорта этого предпринимателя за год перевозит один миллион 103 тысячи пассажиров. На эти цели будет затрачено почти 335 тыс. литров бензина и около 154 тыс. литров дизельного топлива. При этом у предпринимателя нет автомобилей, работающих на газе. А стоимость бензина заложена из расчета 29 рублей за литр.
Между тем его цена недавно снова выросла. Только на топливо предприниматель затратит более 14,7 млн. рублей, — заметил Владимир Геворгян.
В расчетах предпринимателя Бабайцева также отражены затраты на безопасность перевозок, на предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Причем Владимир Геворгян уверял общественников, что многие затраты предельно минимизированы.
Арифметика от лукавого
Казалось бы, определенная логика в этих расчетах есть. Однако представители общественных организаций отметили, что пример Бабайцева не самый удачный. На их взгляд, нагляднее было бы увидеть зарплату водителей именно у собственника, а не у арендатора автомобиля. К тому же сама аренда ведет только к удорожанию перевозок.
Все, что находится в аренде, — это от лукавого, — отметил председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Омской торгово-промышленной палаты Сергей Мизя.
В итоге общественники решили, что принимать предоставленные перевозчиками в РЭК данные пока не стоит, а цифры нужно подвергнуть серьезному анализу. Следовательно, увеличивать плату за проезд до 25 рублей у «маршрутчиков» нет никаких оснований. Пока же стоимость поездки в муниципальном транспорте и маршрутных такси сравнялась и составляет 18 рублей.
Василий ТРУБАЧЕВ, Автовладелец:
Мне кажется, что при цене проезда в маршрутке 25 рублей дешевле будет ездить на собственном автомобиле. Во-первых, если в течение дня вы много передвигаетесь по городу, то это будет просто экономически выгодней. Кроме того, безопасность в маршрутных такси сегодня оставляет желать лучшего. Чем выкладывать в день 100-150рублей за проезд, лучше поднапрячься и купить себе недорогую малолитражку.
Нелли МЕЛЬКОВА, Рекламный агент:
Редко пользуюсь маршрутками, очень боюсь этого транспорта. Куда еще поднимать цену? При том сервисе, что оказывают «газельки», их пассажирам надо просто доплачивать за вредность. Не зря же в салонах некоторых маршруток висят такие объявления: «10 минут страха — и вы дома». Предпочитаю ездить на трамвае — он ходит от моего дома до офиса. Когда приходится много ездить днем по городу — стараюсь не стоять на остановках и делаю больше пересадок, чтобы нигде не опоздать. У меня проездной.