ИЗ СТРОЯ — В ОБЩУЮ ОЧЕРЕДЬ

В почтовых отделениях Омска закон о ветеранах подменили уставом почтовой связи

Инвалиды и ветераны войны обслуживаются вне очереди» — когда-то такие таблички висели в каждом магазине, почтовом отделении, в железнодорожных кассах и поликлиниках. Теперь они — раритет.
«Зачем пачкать стены?»

В редакцию «ОП» обратился участник Великой Отечественной войны, механик-водитель легендарного танка Т-34 Павел Ефимович Кочергин. Ветеран форсировал Вислу, освобождал Карпаты, Польшу, сражался в Германии. В феврале 1945 года был ранен, выбирался из горящего танка, а после госпиталя снова вернулся служить в свою часть. Пройдя с боями пол Европы, заслуженный человек теперь вправе рассчитывать на уважение окружающих.

Впрочем, ветераны не привыкли жаловаться. Они готовы, насколько позволяет здоровье, не только в очередь встать, но, как прежде, и в строй. Однако случай, произошедший с Павлом Ефимовичем в одном из почтовых отделений связи, заставил его взяться за перо.

Вот что он пишет: «Нам, фронтовикам, приятно видеть объявления о том, что инвалиды и ветераны ВОВ обслуживаются вне очереди. У пенсионеров, пожилых людей времени достаточно, они могут и подождать, когда подойдет их очередь. Но главное не в этом, а в том, что сейчас, когда мы готовимся отметить 70-летие Великой Победы, каждый, прочитав такое объявление, вспомнит своих близких, не вернувшихся с войны. Вот это главное: мы помним всех тех, кто сражался за нашу Родину».

А вот у начальника 120-го отделения связи, что на Старой Московке, полагает ветеран, мнение иное:

Валентина Степановна считает: зачем пачкать стены? Есть устав почтовой связи, в котором сказано, кому и что положено. Кому это нужно, пусть берет эту книгу и читает, — цитирует слова начальника Павел Ефимович.

За разъяснениями мы обратились в Управление федеральной почтовой связи Омской области. Как следует из объяснения руководителя пресс-службы этого ведомства, рекламный и информационный материал размещается в ОПС в соответствии с рекомендациями ФГУП «Почта России». Вся необходимая информация о категориях граждан, имеющих право на внеочередное обслуживание, размещена в отделениях почтовой связи на специальных информационных стендах, а также в папке пользователей услугами почтовой связи, расположенной на барьере в доступном для клиентов месте.

Если верить присланному на наш запрос ответу, то никаких проблем с обслуживанием ветеранов на почте не существует, а Павел Ефимович понапрасну беспокоит работников почтовой связи.

Для того чтобы проверить, так ли это на самом деле, мы заглянули в несколько отделений связи. А именно — в отделение № 81, что на Левобережье, а также в отделение № 17 на проспекте Маркса. Вопреки утверждению пресс-службы УФПС на стендах никакой информации о категориях граждан, имеющих право на внеочередное обслуживание, мы не обнаружили. Вероятно, она имеется в тех самых папках пользователей, но, согласитесь, вряд ли кто-то из стоящих в очереди ветеранов будет листать эту папку, чтобы доказывать свое право на льготу.

В поисках объявлений о внеочередном обслуживании мы побывали и в иных учреждениях, куда чаще всего вынуждены обращаться ветераны. А именно — в поликлиники и аптеки. Для начала зашли в одну из аптек сети «Фарма-копейка». Информационный стенд с объявлением о внеочередном обслуживании здесь присутствовал. Однако размещен он в стороне от окошек провизоров, поэтому заметить его оказалось не так-то просто.

Поискать глазами такой стенд пришлось и в другой аптеке — «Семейной». Хотя, по логике, эта информация должна размещаться на самом видном месте. Что касается учреждений здравоохранения, то и здесь не все оказалось в порядке. По нашей просьбе одна из читательниц побывала в своей районной поликлинике. С ее слов, подобных объявлений она здесь не обнаружила.

Чтобы помнили…

Мы обратились в региональный Минздрав за разъяснениями. После сигнала «Омской правды» сообщили в ведомстве, министр дал поручение направить в адрес главных врачей учреждений здравоохранения информационные письма с требованием взять на особый контроль соблюдение прав и на внеочередное обслуживание ветеранов Великой Отечественной, инвалидов, а также приравненных к ним категорий граждан.

Повторный визит читательница нанесла туда же спустя день: информация о внеочередном обслуживании инвалидов и участников ВОВ чудесным образом появилась на стекле окошка регистратуры. Что ж, такую оперативность можно только приветствовать.

Заметим, что в большинстве своем ветераны — достаточно деликатные люди, и трудно себе представить, что они станут толкаться локтями, чтобы без очереди подойти к заветному окошку. Они, кто еще в силах, как пишет Павел Ефимович, могут и подождать. Но не об этом он беспокоится. Ему, как и многим другим, кто с оружием в руках защищал нашу землю, важно другое — чтобы о них помнили и не забывали о совершенном ими подвиге.

ПЕРЕЧЕНЬ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ:

Герои Советского Союза;
Герои Российской Федерации;
полные кавалеры ордена Славы;
Герои Социалистического Труда; -Герои Труда Российской Федерации;
полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
участники Великой Отечественной войны;
инвалиды войны и инвалиды боевых действий;
-лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
ветераны боевых действий;
-граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь
другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы;
граждане Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу;
граждане из подразделений особого риска;
инвалиды I и II групп;
иные граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации право на внеочередное обслуживание в отделениях почтовой связи.