НЕ БОРЩОМ ЕДИНЫМ

Омские овощеводы не выдерживают конкуренции в «тепличном бизнесе»

Ежегодно омские аграрии выращивают до миллиона тонн картофеля и около трёхсот тонн остальных овощей. В этом бизнесе заняты около 120 сельских организаций и частных производителей. Основной ассортимент составляет так называемый борщовый набор: капуста, морковка, свёкла. Овощей, выращиваемых на омской земле, с лихвой хватит, чтобы накормить не только наш регион, но и соседние. Но выдерживать конкуренцию омским аграриям становится всё труднее, а богатые урожаи радуют далеко не всегда.

В позапрошлом году мы собрали огромный урожай капусты. При себестоимости 3,5 рубля за килограмм, её закупочная цена упала до 1,5 рубля, — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Виктор Чернякин. — Сами посудите, какие мы несли убытки. В итоге 15 га капусты у меня просто ушло под снег — дешевле было пустить её на перегной, чем убирать с полей. А в прошлом году такая же ситуация повторилась с картошкой — её цена упала до 4 рублей за килограмм. Меня спасли большие поставки на Север и в госучреждения.

В силу сибирских климатических условий омским овощеводам трудно выдерживать конкуренцию с коллегами из того же Краснодарского края и азиатских стран ближнего зарубежья, где за сезон успевают собрать не один, а два урожая. Демпингуют цены и обосновавшиеся на сибирских полях китайцы — из-за дешёвых рабочих рук и применения сомнительных удобрений «китайский» огурец обходится в разы дешевле огурца от соотечественников. Но это ещё полбеды — проблем у омских овощеводов столько, что можно загибать пальцы. Первая — в отсутствии чёткого планирования. Каждый игрок на этом рынке, по большому счёту, действует сам по себе, засеивая поля чем душа пожелает. К примеру, после урожайного на капусту года омские овощеводы, не сговариваясь, решили её не сажать. В итоге в прошлом году нишу заполнил товар из Узбекистана, и даже в разгар сезона капуста стоила немалых денег. Традиционно много у нас выращивается картошки, морковки и свёклы. Зато недобор по луку и зелени.

Между тем вкусовые предпочтения омичей давно вышли за рамки «борщового набора». Им хочется круглый год видеть у себя на столах и огурцы-помидоры, и экзотическую рукколу, и различные виды салатов. В «тепличном бизнесе» омские овощеводы безнадёжно проигрывают не только соседям из тёплого Казахстана, но и конкурентам из Челябинска и Новосибирска. Себестоимость омского огурца зимой составляет 80 рублей за килограмм, у конкурентов — 40. В итоге омичи сокращают площади теплиц и сдаются без боя. Уже в прошлом году из 30 гектаров закрытого грунта в работе осталось только 12. В этом году площади теплиц сократились ещё больше.

Причина высокой себестоимости омской продукции в огромной цене на энергоносители и подключение к коммуникациям, — говорит заместитель директора ТПК «Агрокультура» Любовь Червань. — Они составляют более пятидесяти процентов от всех затрат. К примеру, в прошлом году мы дополнительно построили два гектара теплиц, но до сих пор не можем провести туда ни электричество, ни газ. В том же Новосибирске цена на энергоносители значительно ниже. К тому же конкуренты получают из бюджетов просто бешеные дотации на строительство и техническое оснащение теплиц. А в итоге при равных климатических условиях могут себе позволить демпинговать цены. Что касается ассортимента, то помимо традиционной зелени — петрушки-укропа — на своём предприятии мы выращиваем и рукколу, и базилик, и несколько видов салата. Проблема в рынках сбыта. Из крупных компаний на сотрудничество согласился только «Ашан», остальные гипермаркеты боятся связываться с таким нежным товаром.

Невозможность зайти в крупные торговые сети — давняя головная боль омских овощеводов. Крупные ритейлеры диктуют им невыполнимые для мелких хозяйств условия: за право торговать они просят до 50 тысяч рублей, товар должен быть поставлен в строго оговорённый срок и в строго оговорённых объемах. За малейшее отступление от требований крестьянам грозят крупные штрафные санкции. У предприятий торговли своя правда — они заинтересованы получать все овощи от одного поставщика, уже в товарном виде и без всяких сюрпризов.