67-летний наставник привил омичам настоящую любовь к хоккею и заложил фундамент нынешнего благополучия «ястребов». Всего за десять лет он превратил захудалый клуб второй лиги чемпионата СССР в команду элитного уровня.
С большим хоккеем он был связан до своего последнего дня. Консультировал бывших игроков «Авангарда», взявшихся за тренерское, ремесло. Просматривал молодёжь как скаут КХЛ. Охотно общался с журналистами, для которых его интонации останутся неповторимыми.
Киселёв прожил невероятно насыщенную жизнь. «Ваш ОРЕОЛ» вспоминает знаменитого специалиста.
Уроки Тарасова
Карьеру игрока Киселёв завершил рано, в 25 лет. Университетами будущего наставника стали курсы в Высшей школе тренеров под руководством легендарного Анатолия Тарасова.
— Раньше обучение было фундаментальным, поэтому наш хоккей настолько высоко взлетел в мире, — рассказывал он. — Чтобы заниматься у Тарасова, надо было погружаться в предмет с головой. Матчи мы раскладывали детально, много анализировали. Точно так же позднее разбирали подготовку каждой команды. Ты ехал в Москву — и защищал перед комиссией свой план подготовки. Сейчас такого и близко нет, а жаль. Иначе бы в КХЛ не ехали косяком иностранцы.
Бойцы Георгича
Приглашение в «Авангард» Киселёву подоспело накануне сезона-87/88. Всего за два-три года он сумел собрать в Омск голодную, по-спортивному злую команду.
Помню, одни из первых сборов у нас были в Таре, — рассказывает тренер Станислав Первушин. — Бытовые условия так себе, но общее настроение было потрясающим. «Зубами всех рвать будем». Георгич умел заразить всех общей идеей. К тому же подбирал в «Авангард» народ с сильными бойцовскими качествами. Административный штаб также был единым целым. Мы росли вместе с командой, это были яркие годы.
Отец «Авангарда»
Своего пика тренер Киселёв достиг в 1996 году, когда «Авангард» сумел выиграть бронзовые медали чемпионата Межнациональной хоккейной лиги. К тому моменту Киселёв пригласил в Омск знаковых хоккеистов — голкипера Александра Вьюхина, защитника Константина Маслюкова, форварда Максима Сушинского. На базе клуба открылась собственная спортивная школа, куда получил приглашение перебраться тренер из Усть-Каменогорска Сергей Герсонский. Так «Авангард» заполучил целую плеяду хоккеистов 1983 года рождения во главе с нынешним лидером «Авангарда» Александром Пережогиным. Да и нападающий Александр Попов, ставший живым символом «ястребов», был найден в Ангарске, когда в клубе работал Киселёв.
Георгич умел заразить всех общей идеей. К тому же подбирал в «Авангард» народ с сильными бойцовскими качествами
Сказано!
Мятые рубли
В высшую лигу чемпионата СССР «Авангард» пробился в 1991 году. А спустя несколько месяцев лишился поддержки основного кормильца клуба — завода «Трансмаш». В этот момент команда реально могла прекратить существование.
Меня вызвал Валентин Третьяков, один из помощников губернатора Леонида Полежаева, и сказал: «Уедешь -хоккея у нас не будет», — вспоминал тренер. — Я остался. Команда перешла на хозрасчёт. Крутились как умели: торговали сгущёнкой-тушёнкой, перегоняли из Тольятти машины, брали кредиты под какие-то сумасшедшие проценты. Было такое, мне приносили мятые рубли в коробках из-под конфет. И эти рубли мы отдавали хоккеистам.
Ревность Полежаева
Кресла в «Авангарде» знаменитый тренер лишился осенью 1997 года. Среди инициаторов его отставки оказался бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев, который к тому моменту уже понял, насколько мощным оружием влияния на голоса омских избирателей может стать хоккей.
Я привёл губернатора в клуб, — отмечал Киселёв. — И после бронзовых медалей у меня за спиной начались разговоры: мол, не туда посмотрел, забыл упомянуть Полежаева. Я понимаю логику губернатора, любой захотел бы быть ближе к набравшему силу проекту. На случай ухода с тренерского поста я предлагал два варианта: Сергей Николаев или Владимир Голубович. Взяли второго. Но я и предположить не мог, что комбинация будет настолько изощрённой. Голубовича три дня поили на обкомовской даче. А затем он заявил Полежаеву, что, мол, не хочет работать с Киселёвым — и меня выбросили с должности президента клуба. Так в клубе появился Анатолий Бардин.
16 лет после ухода из «Авангарда» Киселёв мечтал вернуться. Он помогал делать программу по развитию детской школы «ястребов». Консультировал Игоря Никитина, перед тем как он впервые возглавил омскую команду. Этим летом лоббировал возвращение в клуб тренера по общефизической подготовке Василия Коновалова. Леонид Георгиевич горел на этой работе. И ушёл внезапно. Из-за оторвавшегося тромба. Забыть его заслуги невозможно. Увековечить их «Авангард» просто обязан.