ОЛЬГА КАДИКОВА: « НЕ СТРЕМЛЮСЬ К КОЛИЧЕСТВУ, ПРЕДПОЧИТАЮ КАЧЕСТВО»

Имя Ольги КАДИКОВОЙ прозвучало в художественной среде Омска семь лет назад, теперь оно уже практически на слуху

Творческий поиск действительно свойственен Оле. От городского пейзажа, легкого, лирического, воздушного, она вдруг переходит к пейзажу горному. Для этого совершает опасные и волнующие путешествия по горам Алтая, Тянь-Шаню, Памиру. Увлекается йогой, английским языком. Последним — достаточно серьезно, даже получает второе высшее образование. В своих работах КАДИКОВА умеет передать пространство, особенно пространство гор. Она хорошо владеет композицией, ее работа с цветом удивительно тонкая, построенная на едва уловимых нюансах. «Вершина еще впереди» — так называлась одна из ее работ, представленных на выставке «Вертикаль». И вот буквально недавно ею взята довольно серьезная профессиональная вершина — Ольгу приняли в члены Союза художников России.

Мы беседуем в выставочном зале Дома художника.

Территория дебюта

Оля, а ведь ваша первая персональная выставка, кажется, была именно здесь, в тогда еще существовавшей «Арт-прихожей»?

Да, выставка называлась «Впервые». Мы делали ее вместе с сокурсницей Наташей ВЕРЕВКИНОЙ. Кстати, хорошо было, когда была «Арт-прихожая». Так уютно, много выставок проходило интересных, много дебютов.

Когда художник начинает творческий путь, ему, наверное, сложно приходится?

Сложно. Надо много работать, чтобы найти себя, чтобы на тебя обратили внимание. Труд необходим. И это не только художникам, а всем, кто что-то начинает.

А ощущается какая-то поддержка? И если да. то с чьей стороны?

Со стороны Союза художников, конечно. Это и поощрения всякого рода, и мастерская. Потом, поездки разные. Например, я в Китай съездила благодаря Союзу художников. И на творческую дачу имени И.Е. Репина, академическую — тоже. Мы втроем ездили: я, Виталий ОДРИНСКИЙ, Андрей КРЮКОВ, в общем, молодежь. Очень понравилось, много впечатлений.

Китай — там что было?

Я там почти два месяца прожила. Там Музей русского искусства в Харбине. И живешь прямо в доме директора, в его семье. Общаешься. Естественно, все китайцы (смеется).

Они по-русски говорят?

Один говорил по-русски, переводчик. Но я как-то быстро к этому привыкла, и для меня не было шоком находиться совсем в другой культуре. Наоборот, это очень интересно и познавательно. Я там работала, многое оставила музею. Интересная практика была, другая совершенно. Здесь я бы никогда так не раскрылась, наверное. Я первый раз в жизни попробовала большие форматы. Там же очень много холстов, красок, просторная мастерская. Замечательно. Для молодых художников это колоссальный опыт. Я бы с удовольствием съездила еще раз.

Насколько амбиции молодого художника совпадают сегодня с тем, что предлагает ему реальность?

Ну, мне кажется, самое главное — оставаться собой и трудиться, тогда ты чего-то достигнешь. Если у тебя одни амбиции будут, ты ничего не добьешься. Нужно постоянно держать себя в профессиональной форме. Вот как в спорте — постоянные тренировки. Здесь тоже. Ездить нужно, смотреть, учиться у кого-то, знакомиться с другими художниками. Книги надо читать, развиваться. Я, например, люблю смотреть фильмы авторские, арт-хаус. Тогда понимаешь, что такое искусство.

А есть какие-то любимые режиссеры?

-Да. БЕРГМАН, ТАРКОВСКИЙ, ВИСКОНТИ. ФЕЛЛИНИ обожаю! Мой любимый режиссер, очень оптимистичный, несмотря ни на что.

Лучшие друзья и — не бриллианты

Помнится, на выставке в галерее «Аврора-крейсер» (ее, к сожалению, теперь тоже уже нет) вы сказали, что дом, в котором вы выросли, вас вдохновил на что-то. Это вы что имели в виду?

Просто эта галерея открывалась неподалеку от дома, где прошло мое детство. Это старый дом на 25-й Линии, такой еще сталинский ампир. Там сейчас моя бабушка живет. А в галерее был проект «От улыбки к улыбке», и у меня участвовала работа «Лучшие друзья» — девочка с кошкой. Она почему-то всем так понравилась, что завоевала приз зрительских симпатий. Мне книжку подарили замечательную «Александр ДЕЙНЕКА. Графика». Вот я и сказала, что интересное совпадение: почти там, где я выросла, открылась галерея, и моя работа, выставленная в ней, завоевала награду. Как бы все не случайно.

Художники ведь, помимо того, что они делают для выставок, для души, чем-то зарабатывают на жизнь. Часто — преподаванием. А вы преподаете где-то?

Да, я преподаю живопись в Высшей школе народных искусств в Нефтяниках. Это бывший художественно-промышленный колледж.

Ваши любимые жанры, темы.

-Мне многое нравится. Натюрморты люблю, пейзажи. Но сейчас мне больше всего нравится, конечно, горный пейзаж. С тех пор как я в горах побывала, не могу уже без этого.

Пленэр на обрыве

Кстати, как горы появились в вашей жизни?

Инициатором первого похода в 2009 году был мой брат. Мы пошли на Алтай с ним и еще несколькими друзьями. Собрались, через Интернет нашли клуб. Первый поход был очень сложный, но он меня вдохновил. Горы — мир суровый, жесткий, однако в нем ты закаляешься, испытываешь некий духовный рост.

То, чем вы занимаетесь, можно назвать альпинизмом?

Нет, это треккинг — ходьба по горам. Но все равно достаточно тяжело. Надо брать с собой сразу все вещи, еду на все дни, то есть рюкзак набивается ощутимо. У нас в первом походе еще не было нормального снаряжения , так мы и промокли, и ноги сбили. Экстрим испытали по полной программе. Потом к другим походам мы уже лучше подготовились. Экипировку необходимую докупили, ботинки — самое главное.

И теперь вы каждое лето ходите в горы?

-Да.

А в этом году где были?

В этом году я в двух походах была — на Тянь-Шане и на Памире. В последнее время я в поход еще и этюдник тащу. И у меня в горах пленэр получается.

-Я так ярко представила: пленэр на обрыве.

Почти. Вот на леднике был. Где-то, наверное, этюдов шестьдесят я привезла. Оформляю сейчас, готовлюсь к выставке пленэрной. Академическая дача будет, омские пейзажи и — горы. Всего понемножку. Такая выставка-отчет для тех, кто был на «академичке».

Скоро в областном Экспоцентре откроется большая межрегиональная выставка «Евразия». Будете участвовать?

Да, туда шесть моих работ отобрали.

А вообще для вас важно, сколько у вас персональных выставок, сколько региональных, насколько престижна та или иная выставка?

Нет. Мне важно, чтобы то, что я показываю, было качественным, чтобы мне за свои работы не стыдно было. Я не стремлюсь к количеству. Главное — чтобы это приносило радость людям, чтобы удивляло.

Ольга Рашидовна КАДИКОВА

Родилась 20 июля 1984 года в Омске.

В 2006 году окончила художественно-графический факультет Института искусств Омского государственного педагогического университета

В 2009 году окончила факультет иностранных языков Омского государственного педагогического университета.

Член Союза художников РФ с 2014 года.

Участвовала в выставках: «Вертикаль» (персональная), «НЗ-42», «Арт-полигон», Межрегиональной молодежной художественной выставке «АзАрт. Сибирь» (Барнаул, 2007, 2009, 2011 гг.), Региональной молодежной выставке «Молодая Сибирь» (Красноярск, 2011 г.), IV Томском всероссийском триеннале «Рисунок России» (Томск, 2010 г.), Региональной выставке «Сибирь — XI» (Омск, 2013 г.) и др.

Произведения хранятся в Музее русского искусства в Харбине (Китай)