ОСЕННИЕ ПАСТОРАЛИ

Почему-то всегда, когда в душу начинает закрадываться осенняя грусть, я вспоминаю работы Игоря САНИНА

Среди его замечательных пейзажей осенние занимают едва ли не главенствующее место. Может быть, потому что сам он родился в начале ноября. И осень, связанная с САНИНЫМ, тут же перестает быть грустной и удручающей. Это сразу и «очей очарованье», и Болдинская осень — пора творческого вдохновения. Пейзаж у художника — глубоко личная тема, пейзаж -это история его души.

Укрощение строптивой

Игорь САНИН считается (и по праву) уникальным мастером акварели. Хотя он занимался и плакатом, и промграфикой, и рекламой, так, как после Свердловского художественного училища окончил еще и Московский полиграфический институт. Но вот повстречалась на его пути эта своенравная дама, и, со свойственным ему упорством, он просто уже не мог не добиться ее расположения.

Эта техника долго мне не давалась, — вспоминает Игорь Александрович. -Все получалось, кроме акварели. Она казалась мне капризной, непредсказуемой. И я уперся. Случалось, что ради одной работы выбрасывал десятки листов.

Вот уже много лет САНИН работает в технике акварели, экспериментируя, открывая ее новые пластические возможности. И при этом оставаясь верным реалистической манере изображения и полюбившемуся жанру — сельскому пейзажу. Художник постоянно находится в движении, без выездов на пленэр, по его собственному утверждению, начинает хандрить. Сибиряк по рождению, он с большой любовью пишет природу родного Прииртышья, а также и всей Сибири. Побывал в Салехарде, Надыме, на Алтае, в Горной Шории, Туве, путешествовал по Оби и Лене.

Сказание о земле сибирской

На пленэр живописец едет с этюдником, а акварелист, как репортер — с карандашом и блокнотом, — пошутил как-то Игорь Александрович. Только вот в блокноте у «коллеги» не записи, а зарисовки — наброски будущих работ. Из таких, наверное, и родились «Утро в рыбацком поселке», «На север», «Башкирские камни», «Скоро Ильин день» и вот осенние — «Последний вечер в Атаке», «Осенняя гроза», «Осенние хлопоты». Краски в основном желтые с размывом зеленого и серо-серебристые, но сколько нюансов чувств заложено в них! Мотивы, которые выбирает Игорь САНИН для своих акварелей, вроде бы просты — вода, небо, лодки, деревья, стога, маленькие домики. Однако именно через это художник рассказывает о том, чем дышит природа Сибири и как живет в ней человек. Иногда очень непросто живет.

Как-то мы поехали с Сергеем ЗОЛЬНИКОВЫМ по Омскому Северу, — рассказывает Игорь САНИН. — По деревням Седельниковского района. Видели и разрушенные родовые крестьянские гнезда. Такая у меня появилась вдруг ностальгия! И я под впечатлением написал несколько листов.

«Заросшие ворота», «Разоренное гнездо», «Северная деревня» — грустные работы. Когда живое отрывается от корней, всегда больно.

Семейное дело

У Игоря САНИНА, по счастью, богатая родословная и крепкие корни. Углубляясь в историю его семьи, не перестаешь удивляться. Дед Константин БЕКЕНЕВ был художником-ювелиром, обладателем золотой медали на выставке в Турине. Отец Александр Степанович САНИН — ветеран Великой Отечественной войны, защитник Брестской крепости, переживший плен, последующее отчуждение («был в плену — значит предатель») и все-таки восстановленный в правах, получивший заслуженный орден. Александр Степанович стал основателем и первым директором детской художественной школы № 1, где теперь преподает Игорь Александрович САНИН. Где долгое время преподавала и его мать Маргарита Константиновна, и его супруга Нина Владимировна — замечательный художник и тонкий, чуткий человек, ушедший, к сожалению, недавно из жизни. В 2013 году детской художественной школе № 1 было присвоено имя семьи САНИНЫХ.

Это имя, эта фамилия продолжается в двух дочерях Игоря Александровича. В Ольге — певице, поэтессе, солистке группы «Моя дорогая», а также удивительном мастере интерьерной куклы. В Ярославе — дизайнере, авторе-исполнителе. И будет продолжаться во внуках.

Что мне было еще приятно узнать в биографии Игоря Александровича САНИНА, так это то, что вырос он на Северных улицах. Каждый раз испытываю гордость за такое вот растянутое во времени «соседство». Ведь на наших Северных прошли детство и юность актрисы Татьяны ФИЛОНЕНКО, поэтессы Татьяны ЧЕТВЕРИКОВОЙ, где-то совсем рядом жила в общежитии с маленьким сыном художница Евдокия СМИРНОВА.
От прошлого к будущему

Вытянуть Игоря Александровича на разговор довольно сложно, а на какую-то саморекламу и тем более. Вот и большой альбом с его работами вышел в прошлом году, кажется, впервые. А ведь Игорь САНИН — заслуженный художник России, лауреат Губернаторской премии, а также неоднократно — «Художник года» в номинации «Графика» и пр. Пять лет назад занесен в Книгу почета деятелей культуры города Омска. Работы САНИНА разлетелись по всей России, хранятся в частных коллекциях во Франции, Японии, Финляндии, США. Но суть его характера — не самосозерцание, а наблюдение за жизнью и постоянный труд: как можно больше увидеть, впитать, почувствовать, передать. Именно поэтому работы Игоря Александровича отличает высочайшая профессиональная культура. Поэтому в любой пейзажной пасторали у него есть и четкая авторская мысль, и философия, и какая-то история. « Пишешь природу, а рассказываешь о человеке», — однажды заметил он.

Рассматриваю фотографии разных лет. Многое меняется, но остается эта едва уловимая улыбка и упрямый прищур глаз. Вот с таким выражением лица, наверное, молодой художник САНИН покорял и свою будущую супругу, и неподатливую художественную технику — акварель…

А на дворе опять осень, и скоро, всего через месяц (аккурат в Октябрьскую, кто еще помнит), день рождения Игоря Александровича САНИНА. Юбилей -75. Но в данном случае осень никак не ассоциируется с почтенным возрастом. Это время размышлений, легкой ностальгии и подготовки к чему-то новому. Да, уже невозможно прийти в старый дом, которого нет, поговорить с женой о чем-то, только вам двоим понятном, поучить дочь кататься на велосипеде. Но это было. И если принимать жизнь распахнутой душой, она еще подарит мгновения, о которых можно будет вспоминать следующей осенью.