ЖИЗНЬ ВО ВСЕХ ПРОЯВЛЕНИЯХ

С птичьими историями и фруктовыми страстями знакомит омичей Татьяна ДАВЫДОВА

Те кто посещают выставки в Доме художника, наверняка помнят молодую симпатичную женщину по имени Татьяна — администратора выставочного зала. : Она активно участвует в подготовке выставок, а потом всегда готова помочь зрителям сориентироваться в экспозиции. И вот недавно Татьяна представила собственную выставку, на которой немало удивила присутствующих нетривиальным взглядом на обыденные вещи. Можно сказать, что выставка «Всюду Жизнь» открыла для Омска новое имя — Татьяна ДАВЫДОВА.

Название из сна

Нельзя сказать, что Татьяна дебютант или новичок в профессии. Вот уже несколько лет она постоянный участник городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставок. В том числе таких значимых, как «Иртыш — Енисей: великие реки сибирского искусства», «Сибирь-Х1» (ДАВЫДОВА была награждена там дипломом и медалью), Всероссийский фестиваль-пленэр «Арт-Тобольск», Межрегиональная выставка [^«Красный проспект» (Новосибирск). Разумеется, несколько работ в огромной экспозиции, где собрано лучшее, где участвуют мэтры живописи и графики, не лает полного впечатления о художнике. Другое дело — большая персональная выставка.

В данном случае она получилась на двоих. График Ирина БЕЛОУСОВА КБ» рассказывали о ней в номере от — 05.2014) отметила этой выставкой свое 50-летие, а живописец Татьяна ДАВЫДОВА — принятие в Союз художников России. Ну а название экспозиции родилось гораздо раньше ее самой.

— Мы еще особо не дружили, хотя уже были знакомы, — рассказывает Татьяна. -Я только пришла сюда работать. И вот мне приснилось, что мы делаем с Ириной совместную выставку, и называется она . Всюду Жизнь». Название было такое яркое, что запомнилось. А сейчас, когда у нас действительно возникла идея выставки и когда мы посмотрели, какие работы у нас будут, то стало понятно, что лучше названия не найти. У нас тут действительно жизнь во всех ее проявлениях.

Ищите женихов в автомеханическом

Татьяна родом из Семипалатинской области. Художественный талант прорезался у нее еще в школе. По рисованию меньше четверки ей никогда не ставили, и всегда поручали оформление стенгазет. Она уже плотно нацелилась на местный худграф. и вдруг, даже не узнав оценки за экзамен, ушла в автомеханический техникум. Что ее вело туда, Татьяна и сама сказать не может. Не иначе — судьба. Ведь в техникуме она встретила своего будущего мужа.

После обретения семейного счастья пора было вернуться к первоначальным планам. Поскольку жизнь все-таки подталкивала ее в этом направлении. В автохозяйстве сказали: «Диспетчеров у нас полно, а художников нет», — и снова, как в школе, поручили оформительскую работу. А когда Татьяна с мужем переехала в Омск, и вовсе стало ясно: худграф рядом, мечта осталась. Она поступила на факультет искусств ОмГПУ и окончила его с отличием, как и предыдущее учебное заведение.

Целующийся морж и воскресенье вверх ногами

Поиски техники длились недолго. Первое время ДАВЫДОВА пробовала заниматься пастелью, но быстро поняла, что живопись ей ближе.
А вот темы приходили одна за другой. Анималистическая («звериная», как называет ее Татьяна) началась с работы «Не стреляйте в белых журавлей». Потом были медведи, волки, моржи. Моржа Татьяна повстречала в Сочинском дельфинарии. «Он так любил целоваться!» — с хохотом вспоминает она. Наблюдения за птицами привели к ряду ироничных, философских работ, дали толчок к игре смыслами: «Совещание». «Детский хор», «ВремЯнные перестановки». Разноцветные попугайчики в последней из упомянутых работ олицетворяют собою дни недели. «Воскресенье» уже так расслабилось, что висит на жердочке кверху хвостиком.

— С птицами легко характер находить. — делится Татьяна ДАВЫДОВА. — Там такие эмоции, у каждой — свое состояние, настроение. Всегда ведь хочется не просто так что-то изобразить, а сочинить историю.

Вместо компота натюрморт

Историю, и не одну, сочинила художница о…грушах. Купила как-то груши «Конференция», одна зацепила, другая. Так появились «ГруШтные истории» и фруктово-овощная тема. Вот две груши, похожие на пару пингвинов, тоскуют о потомстве. Груши в разрезе — как два печальных лика. Впрочем, нет, не печальных. Одно «лицо» испуганное, другое — возмущенное. А рядом — маленькие гибридики груша-яблоко. И немой вопрос в глазах-косточках: « Откуда?!» Настоящие семейные драмы. В общем, кто груши для компота покупает, а Татьяна — для натюрморта, для очередной жанровой картинки.

Она и в банане может увидеть парусник или дельфина («Лето, солнце…»), и в гранате — многонаселенный дом, а то и целый мегаполис («В самостоятельную жизнь», «Час пик»). Серия с тыквами «Мечты, мечты…» стала у нее трактатом «О влиянии активной умственной деятельности на реальное восприятие действительности в отдельно взятом огороде». Ну а что? Лежит себе на грядке тыква-толстушка и мечтает стать стройной, как ее соплеменница из сорта «Горлянка». Главное — уметь все это разглядеть.

Узнать себя

Люблю путешествовать, — говорит Татьяна. — Торы очень люблю. Мы с мужем везде были: и на Алатау, и в Саянах, и в Хакасии, и на Урале. Люблю очень камни, всегда их привожу. У нас в доме пруд с рыбками, и там много камушков из разных путешествий.

Свежая пленэрная серия — «Baikal story», 35 работ. Тут и Тэлгэри — праздник шаманов, показанный через цветные пятна (шаманская одежда, бубны), и сэргэ — яркие, многоцветные пики, уходящие в небо. Сэргэ — бурятская коновязь, столбы, где перед каким-либо важным делом принято оставлять приношения духам в виде цветных ленточек. И «Небесные странники» — вертолет и чайки.

Главное в творчестве Татьяны ДАВЫДОВОЙ — острые жизненные наблюдения и тут же — метафора и иносказание, обыгрывание образов и ситуаций. В поле ее зрения попадают и омские крыши, и кружево дубовой листвы, и «ДевиШник» оставленных кем-то метелок, и сравнительно новый обряд замыкания замочков на свадьбах. «Ловцы счастья» называется работа, где изображено одно из таких мест у Речного вокзала. Груда замков уже напоминает кандалы. « Там есть замок с метр, — улыбается Татьяна. — И пристегнут он корабельной цепью. Но разве в этом дело? Разве на цепи счастье удержишь?»

Живые истории неодушевленных предметов захватывают человеческими страстями. Может быть, поэтому мы с удовольствием и смотрим работы Татьяны ДАВЫДОВОЙ, что без опасения быть узнанными все же находим себя среди груш, тыкв и готовых улететь в небеса оконных рамю