Творческий и семейный дуэт ювелиров Владимира и Ольги КРЫШКОВЕЦ хорошо известен в Омске. Они удивительно едины — их имена практически никогда не произносят по отдельности. Однажды найдя друг друга, они соединились как две половинки одного целого. Наверное, так драгоценный камень легко и прочно входит в подходящую для него оправу. Несмотря на высокое мастерство именно в ювелирном деле, КРЫШКОВЦЫ в первую очередь воспринимаются как художники. «Сейчас в обучении ювелиров делается упор на освоение ремесла, технологий — сетуют они. — А у нас учебной основой были рисунок, композиция, скульптура. Из нас готовили людей творческих. Сегодня большим спросом, видимо, пользуются специалисты, владеющие узким конкретным ремеслом».
«Княжеская» чета
Ольга КРЫШКОВЕЦ родом из Ивановской области, Владимир — из Костромской. Оба провели детство и юность в старинных русских селах, где сохранились крепкие деревянные избы с резными воротами. и наличниками, да и сам дух былинной Руси сохранился. Им даже имена дали, словно древнерусским князьям — Владимир и Ольга. Так позже будет называться их выставка и большой альбом-каталог. Судьба свела их в Красносельском училище художественной обработки металлов, легендарном учебном заведении. А потом развела: Ольга поехала по распределению в Омск, Владимир отправился служить з армию. Но два года пролетели незаметно, и влюбленные вновь встретились — в городе на берегу Иртыша. Теперь уже навсегда.
Еще в училище Ольга и Владимир КРЫШКОВЕЦ увлеклись техникой скани, первые упоминания о которой относятся к временам Бориса ГОДУНОВА. Скань представляет собой переплетение тончайших серебряных и золотых нитей, скрученных в виде жгута. В своем творчестве омские ювелиры используют и лепку, и чеканку, и гравировку, и шлифовку, и пайку, а также эмаль — расплавленное стекло, наносимое на медь, серебро или золото.
«Раньше, когда мы работали в художественно-производственных мастерских, все происходило несколько иначе, — говорит Владимир. — Наши изделия были в какой-то мере упрощенными, хотя это и не был штамп, поток, как на фабрике, но тем не менее это были серийные вещи и они требовали некоторого художественного схематизма. Правда, каждую вещь принимал требовательный худсовет, причем не только омский, но и московский. Значит, надо было поддерживать определенный творческий уровень. И все-таки у нас был план, по которому необходимо было сделать строго фиксированное количество вещей. Сейчас требования, которые мы предъявляем уже себе сами, совершенно другие. Каждая работа тщательно, подробно обдумывается, долго выполняется, поэтому, наверное, и времени постоянно не хватает. Порой на одну работу уходит несколько месяцев, а то и более года».
Когда серебро дороже золота
Во время работы в художественном фонде при Союзе художников СССР КРЫШКОВЦЫ делали больше украшений, сегодня они увлечены малой пластикой. Но не забыты и колье, кольца, брошки. Они стали авторскими, и в них часто звучат мотивы родной природы.
«Как-то, прогуливаясь по березовой роще, я нашла «браслет» из коры и примерила, — вспоминает Ольга. — Так возникла идея гарнитура «Березовый сок». А однажды мы поехали за грибами, целый день проходили по лесу, грибов не нашли, зато сразу по возвращении родился замысел броши «Золотая осень» — янтарь, обрамленный увядшими листиками, выполненными из серебра».
Брошь «Касатик сибирский», колье «Вьюн» — изделия созданы в точном соответствии с пластикой растительных форм. Каждый лепесток, каждый листик — как живой. Кулон «Космос» и колье «Время» поражают своей глубиной и загадочностью, философской наполненностью. Кулон «Алтай», медальон «Птица» хранят дух древних артефактов. При этом художники еще умеют понять и почувствовать человека, для которого создают украшение. Мастерам хочется, чтобы их изделия радовали своих хозяев долго и не зависели от переменчивой моды.
Соприкасаясь в творчестве со всеми драгоценными металлами, Владимир и Ольга все-таки предпочитают серебро. Выразительные возможности у него гораздо богаче, чем у золота. Серебро супруги покупают в банковских слитках, добавляют в него немного меди, и получается высокая 950-я проба. Еще Ольга любит работать с эмалью.
«Эмаль притягивает меня, — признается она. — В ней есть какая-то тайна. Легкоплавкую, стекловидную массу, окрашенную различными окисями металлов, я наношу на поверхность изделия в порошкообразном состоянии. Момент соединения с огнем, когда эмаль расплавляется, для меня всегда таинственен и как бы окрашен в мистические тона. Огонь — стихия, которой всегда поклонялся человек, — волнует меня. Также огонь свечи — это особый мир, который меня манит. И я стараюсь свои впечатления воплотить в эмали».
«Сибирские Фаберже»
Как отмечают мастера, в их работе недостаточно быть художником, нужно еще быть химиком, инженером, архитектором, историком, натуралистом. Когда готовилась миниатюра «Иванушкино счастье», ювелиры завели настоящих лягушек, чтобы узнать их строение и повадки. Ставшую уже знаменитой серебряную миниатюру «Возрождение», посвященную Успенскому кафедральному собору, ювелиры выполнили с архитектурной точностью. На это ушло пять лет, тогда как на восстановление самого собора всего полтора года. Талант иллюстраторов КРЫШКОВЦЫ проявили в серии по сюжетам басен КРЫЛОВА «Кукушка хвалит петуха», «Мартышка и очки», «Да только воз и ныне там». Филигранны по исполнению их композиции «Мельница», «Улей», «Первая песня», «Кавалер», «Подарок к Рождеству», «Колесо Фортуны», пасхальные яйца «Вербное воскресенье» и «Держава». В своем творчестве Владимиру и Ольге удалось соединить наследие русских ювелирных промыслов и традиции европейских мастеров. Недаром за ними закрепилась слава « сибирских Фаберже ». Что, собственно, было подтверждено Мемориальным фондом Карла Фаберже, который наградил омских ювелиров Почетным знаком.
Трудно поверить, что мастера международного уровня не устраивали ни одной своей выставки за границей. Но вывоз драгоценных изделий, представляющих художественную ценность, да еще в большом количестве, сопряжен с массой трудностей. Зато работы омичей разлетелись по частным коллекциям Франции, Швейцарии, Австралии, Германии, Кореи. Кстати, пасхальное яйцо «Держава» было подарено в 2003 году Владимиру ПУТИНУ во время его визита в Омск.
Династия
Процесс изготовления ювелирной вещи очень трудоемкий, он состоит из множества этапов, поэтому работа над каким-либо украшением или композицией распределяется между всеми членами семьи. С некоторых пор в этой семье их трое. Сын Юрий пошел по стопам родителей, стал ювелиром, в 2010 году был принят в Союз художников России. У него уже складывается свой почерк и свое пристрастие — эмали. И, пожалуй, можно уже говорить о династии — династии омских художников-ювелиров КРЫШКОВЕЦ. Наверное, ничто не существует так долго, как ювелирные изделия. Разве что нити родственных связей, протянутые во времени.