ГОСТЬ С КУБАНИ

В его творчестве соединились черно-белый аскетизм печатной графики и многокрасочность пастели, суровый стиль певцов социалистического быта и нежная лирика, идущая от души в самые сокровенные моменты созерцания мира

Наверное, столь разным может быть художник, который долго жил и много повидал. А еще тот, кто стремится делиться своими впечатлениями, а не копить их в себе, как жадный богач копит золотые монеты. Именно таким щедрым и открытым миру является Иван ЖЕЛИОСТОВ — один из самых ярких омских графиков.

Пора принятия решений

Иван Иванович родился на Кубани, в станице Казанской Краснодарского края. Детство выпало на войну, довелось пережить голод, холод, бомбежки и немецкую оккупацию. После войны тоже приходилось несладко, и постоянные лишения заложили в характере художника непритязательность к условиям жизни и способность радоваться малому. А это малое тогда было — первая весенняя трава, по которой так хорошо пробежаться босиком, купание в теплой речке, наблюдение за полетом ласточек. И огромное счастье — возвращение домой отца.

Конечно, ЖЕЛИОСТОВ рисовал с детства, но о будущей профессии задумался только тогда, когда кто-то из родственников, увидев его рисунки, сказал: «Обязательно иди учиться на художника!» И он поступил в Краснодарское художественное училище. А потом очередной судьбоносный момент — приехала жена товарища из Омска и ну расписывать, какой это прекрасный город и какие там замечательные художники! Не поверилось даже сразу, но поехать посмотреть собственными глазами стало интересно.

«Русь» изначальная

Художники в Омске и правда оказались замечательные. Это те, кого теперь мэтрами и столпами величают: Кондратий БЕЛОВ, Алексей ЛИБЕРОВ, Тимофей КОЗЛОВ. И друг-ровесник нашелся — Анатолий ЧЕРМОШЕНЦЕВ. ЖЕЛИОСТОВ и до этого приноравливался гравюры резать, а теперь они вдвоем стали, учась друг у друга и друг другу помогая. Интересно, что колхоз, в котором вырос Иван Иванович, назывался «Россия», после переименованный в «Родину». Так и сплелись в его жизни два родных места — Кубань, Сибирь.

На первых порах в Омске ЖЕЛИОСТОВ работал художником-проектировщиком в мастерских Художественного фонда РСФСР, пробовал себя в монументальном искусстве. В частности, был автором гипсового рельефа в ДК «Химик». Но вместе с этим он увлеченно занимался печатной графикой, осваивал линогравюру, ксилографию, меццо-тинто. И первая же его графическая серия «Русь» имела колоссальный успех на зональной выставке «Сибирь социалистическая», прошедшей в нашем городе в 1967 году.

Это была моя первая большая выставка, — вспоминает Иван Иванович. — Я даже не надеялся в ней участвовать. Но когда приехал зональный выставком, мой друг посоветовал мне показать серию «Русь» -это все, что у меня тогда было. Показать, конечно, просто так, для знакомства. И вдруг у меня эти работы принимают! Я не ожидал, это было так здорово.

Потом оценили работы и в Москве, и в Красноярске. Те четыре листа «Русь», «Пахарь», «Сеятель», «Жницы» были прекрасно выстроенными образами родной земли и человека на земле. Что вскоре станет узнаваемым почерком ЖЕЛИСТОВА. Хотя с годами в его творчестве начнет преобладать лирический пейзаж («Ранний снег», «Мартовские проталины», «Дом на окраине», «Ранет цветет»). «Вот натюрморт я не могу почувствовать, — сетует художник. — И белой завистью завидую тем, у кого он получается».

Подарок землякам

Не забыл Иван Иванович и родную станицу. В 1982 году открыл в Казанской картинную галерею: отвез много своих работ и работ коллег, которые согласились сделать подарок сельчанам далекой Кубани. Ежегодно коллекция пополнялась и дошла уже почти до тысячи экземпляров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства. В связи с 25-летием Казанской картинной галереи ей было присвоено имя Ивана ЖЕЛИОСТОВА, а сам он в том же году стал почетным жителем станицы Казанской. «Не забронзоветь бы мне при жизни!» — пошутил он. Впрочем при его скромности и трудолюбии это ему не грозит. А галерея его дала жизнь уже другим маленьким сельским галереям, рядом с ней школу искусств открыли. В общем, недаром о ЖЕЛИОСТОВЕ говорят как о подвижнике-просветителе.

Его работы наполнены искренностью и теплотой, замечают многие. Эти качества присущи и самому ЖЕЛИОСТОВУ. Главной миссией художника на земле он считает — отдавать. Поэтому часто свои работы дарит и редко продает. «Говорят: деньги, деньги. Неужели в них счастье?! — удивляется он. — Счастье — понять, в чем смысл твоего предназначения.] Хочется жить так, чтобы людям рядом с тобой было тепло и уютно. И ничто не должно отвлекать от творчества».

Краски Сибири

Творчество ЖЕЛИОСТОВА весьма разнообразно. Он активно работает в области экслибриса, выполнил около двухсот книжных знаков. В 2001 году на Международной выставке «Экслибрис в линогравюре и ксилографии» в Катовице (Польша) стал лауреатом и ему присужден диплом и медаль имени Павла СТЕЛЛЕРА. Книжное оформление, очаровательные графические миниатюры, большие работы в технике печатной графики — далеко не все, чем радует Иван Иванович зрителей. С некоторых пор он вдруг потянулся к оригинальной графике, к цвету, и появилась в его арсенале пастель. А чем еще можно изобразить эти тонкие, нежные, прозрачные, как осенняя паутина, сибирские пейзажи?! Сам Алексей Николаевич ЛИБЕРОВ избрал пастель «инструментом души». И вот, кажется, просто звенит воздух в «Тарском пейзаже», в «Мартовских проталинах», в работе «Хлеб убран». На большой всероссийской выставке «Пастель России» в 2011 году Ивана Ивановича ЖЕЛИОСТОВА наградили дипломом Союза художников России. А годом ранее его имя было внесено в Книгу почета деятелей культуры города Омска.

ЖЕЛИОСТОВУ интересна и история Сибири, и деревянная архитектура Омска, и природа Прииртышья. Вот и получается, что, явившись в 1965 году «гостем с Кубани», он прижился здесь и стал настоящим сибиряком.

Ксинография — вид печатной графики, древнейшая техника графировки по дереву. Ксинографией называется оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием с помощью ножа, долота и штихеля на досках из мягких пород дерева. Ксилографии присущи контрастные соотношения белого и черного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенное эмоциональное звучание.

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Возник на рубеже XIX — XX в в. Линолеум представляет собою хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиною от 2,5 до 5 мм. В качестве инструментов берут угловые и продольные стамески, нож для точной обрезки мелких деталей. При печати линогравюры используются те же типографские краски,что и при печати ксилографии.

Меццо-тинто («черная манера») — вид гравюры на металле. Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению, т. е. покрывается множеством мелких углублений. Процесс зернения длительный и трудоемкий. Требуемое в оттиске изображение создается за счет разной градации светлых участков на темном фоне. Работа, выполненная в технике меццо-тинто, напоминает черно-белую фотографию.

Пастель — художественный мелок, созданный из стертых в порошок пигментов и различных добавок. В зависимости от последнего, пастель бывает сухая, масляная и восковая. В технике сухой пастели широко используется прием растушевки, что придает эффект мягких переходов и нежности цвета.