Сравнение невольно пришло в голову на одной выставке, открывавшейся в канун старого Нового года. Владимир Максимович ходил тогда по залу и раздавал всем мандарины из матерчатой сумки. Потому что ведь праздник. И вообще — раз не угощают. Сам СИДОРОВ хозяин хлебосольный и на открытии своих персональных выставок всегда потчует гостей дарами собственной дачи и близлежащего леса. Так было и недавно, когда в Либеров-центре открывалась выставка его пастелей «Ласточкин берег». Не удержалась и спросила:
-Владимир Максимович, а вам приходилось когда-нибудь быть Дедом Морозом?
-Да, наверное, приходилось, только я что-то уже не помню, — растерялся он. — Сейчас я уже покороче бороду ношу. А когда-то была — вот, — он показал где-то на середину груди. — Так что, точно Дед Мороз.
Через горы, реки и долины
Излюбленная тема СИДОРОВА — тема природы. Долгое время он занимался натюрмортом, потом стал постепенно переходить к пейзажу. Иногда они объединялись у него в какой-то странный синтез, пока пейзаж не начал все-таки доминировать в творчестве. Любовь к природе выражается у художника по-разному. Исследование окружающего мира началось в раннем детстве, когда он бродил с отцом пр горам Восточного Казахстана. Серия работ «На Синюхе», «Весна в горах», «Горное озеро», «Весенние горы» погружает в атмосферу первозданной красоты родных мест, большого пространства, чистого, свежего воздуха.
Заканчивая Омский худграф, СИДОРОВ сделал серию городских работ «Новый Омск», с которой и защищал диплом. Там были новостройки Левого берега, строящийся мост у Телецентра, а рядом опять же — березовые колки. Не заселенное еще место, отвоеванное у урбанизации.
— Речные пейзажи («Красивые камни в чистой воде», «Букет с берега Иртыша», «Прииртышье. Утро. Протока» и др.) Владимир Максимович пишет на ежегодных пленэрах. «В этом году у нас областной пленэр был в Тюкале, — рассказывает он. — А до этого был в Седельникове, в Тевризе. И вот когда идешь по Иртышу на «Ракете», эти берега такое сильное впечатление оставляют. Я ведь Иртыш весь прошел — от Казахстана до Тюмени. И Усть-Каменогорское водохранилище, и все эти ручейки, все речки — Тромотуха, Ульба, которые в Иртыш впадают. И везде сейчас одна и та же жалоба, что раньше баржи ходили по рекам, а сейчас там воды по колено. Речки все сбежали, воды нет, рыбы нет. Все это не очень хорошо».
беспокойство за окружающую сред;, отразилось в работе «Экологический квадрат» — четырех своеобразных «натюрмортах», на которых изображен мусор, вынесенный на берег половодьем. Пластиковая посуда, бутылки, пачки от сигарет и какой-то снеди — все, что осталось от прошлогодних пикников. Когда идет большая вода, она всю грязь выкидывает людям обратно. И художник с болью останавливает свой взгляд на разрушении современниками родной природы. Работы, как всегда, полны его личных переживаний, и здесь появляется даже уже какая-то философская подкладка.
Зима, холода
Скажите, а какое у вас любимое время года? — спрашиваю я Владимира Максимовича.
-Да, наверное, все. Потому что и весна хорошо, и лето — отлично, — рассуждает он. — Осень, так вообще здорово, особенно на даче. Ну, и зима тоже красивая. У нас, правда, получается так, что художники зиму- то не очень любят рисовать, потому что надо на морозе стоять. В свое время Геннадий Арсеньевич ШТАБНОВ рассказывал: приехал один художник, его друг, и написал с моста библиотеку имени АС. Пушкина. Там еще были мостки, лодки стояли. Он это на морозе писал, и работа его потом на зональную выставку пошла. Ну, сейчас, наверное, таких героев мало.
Ох, скромничает Владимир Максимович! У самого ведь есть работа «Омская зима». Снег там аж голубой от стужи. Настоящая зимняя сказка получается, хотя изображено обычное частное подворье.
Секреты творчества
Владимир СИДОРОВ — признанный пастелист. Погружаясь в творческий процесс, накапливая жизненные наблюдения, он создает произведения, которые выдают в нем зрелого мастера с развитым композиционным мышлением. Искусствоведы часто говорят о том, что омской школы как таковой не существует. В отличие, например, от Красноярска, где есть академия. Но у нас был Алексей Николаевич ЛИБЕРОВ. И, наверное, поэтому в Омске, как ни в каком другом городе, много художников, работающих в этой технике, в этой традиции. И значит, омская школа все- таки существует — школа пастели. К ней относится и Владимир Максимович СИДОРОВ. Хотя пастельный мелок был выбран им не сразу.
-Я и гуашью, и темперой писал, и маслом, — вспоминает художник. — И офортом занимался, и литографией. Но вот уже давно работаю только с пастелью. С одной стороны, это вещь довольно сложная, трудная. А с другой — там все простое. Растворителя не надо, палитры не надо. Бумаги сейчас много хорошей, фактурной. Этого добра, как говорится, много. Есть даже цветная бумага под пастель. И просто надо уметь рисовать, да и все.