В этом здании Омской крепости мне доводилось бывать еще в те относительно недалекие времена, когда в нем располагался штаб ракетной части войск ПВО. Военные как могли берегли строение, и для своих ста лет оно выглядело вполне пристойно. Проблемы начались после расформирования воинской части, когда территория была передана городским властям. На деле историческое здание обозного сарая оказалось бесхозным. За годы запустения сквозь обветшавшую крышу успели даже прорасти тополя. И уже тогда возмущенные омичи высказывали предположения, что все это делается целенаправленно: ждут, когда сарай окончательно обветшает, чтобы затем его снести как не подлежащий реставрации.
Так, собственно, и произошло. На прошлой неделе компания «Вентсервис», которой в 2013 году на условиях концессионного соглашения сроком на 25 лет был передан обозный сарай, приступила к так называемой реконструкции. Мы побывали на месте и убедились, что здесь работает тяжелая техника, с помощью которой рушатся столетние кирпичные стены. И это вопреки заверениям чиновников городской администрации, в частности директора департамента культуры Владимира Шалака о том, что о сносе сарая и речи быть не может. Говорить можно лишь о его реконструкции.
Если то, что сегодня здесь происходит, называется реконструкцией, тогда чем это действо отличается от сноса и как оно согласуется с заявлением директора департамента о том, что «мы стараемся его сохранить в первозданном облике»? Этот комментарий чиновника прозвучал в эфире одного из местных телеканалов в июне текущего года. Правда, тогда же он оговорился, что обозный сарай не числится в реестре памятников архитектуры. Вероятно, это обстоятельство и подвигло концессионера на столь решительные действия. О том, что обозный сарай сегодня элементарно уничтожается, говорит и заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— Его сносят подчистую. Хотя застройщик и уверяет, что новодел будет похож на подлинник, но будет ли он действительно похож и насколько, этот вопрос остается открытым, — возмущается Игорь Коновалов.
Кроме того, он утверждает, что в 1994 году вся Омская крепость была поставлена на государственную охрану как единый ансамбль, но позже каким-то образом из этого ансамбля стали вычленять отдельные здания. В том числе и обозный сарай, который лишился статуса охраняемого объекта. Ответ на вопрос, как это могло случиться, Игорь Коновалов рассчитывает получить в суде, куда он обратился с исковым заявлением. Но до того момента, пока суд вынесет свое решение, обозный сарай вряд ли доживет.
Впрочем, как сообщил «ОП» первый заместитель министра культуры Иван Шеин, в адрес подрядной организации, производящей работы, выдано предписание о срочной приостановке работ, так как они выходят за рамки концессионного соглашения.