БУМАГУ ЖАЛКО, А ЛЮДЕЙ?..

Омичи, в чьих квартирах установлены стационарные телефоны, перестали получать квитанци на оплату. Для многих это стало полной неожиданностью

Впрочем, в компании уверяют, что своих абонентов о готовящихся изменениях в системе оплаты предупреждали заблаговременно. Так, еще в квитанциях за летние месяцы на их оборотной стороне размещалась вся необходимая информация. Однако, судя по звонкам в редакцию «ОП» обеспокоенных читателей, далеко не все на эту информацию обратили внимание. Многие, в особенности люди пожилого возраста, напечатанный на оборотной стороне квитанции текст восприняли как очередное рекламное предложение и попросту его не читали. А теперь оказались в замешательстве и переживают, что им за неуплату отключат средство связи.

В «Ростелекоме» нововведение объясняют прежде всего экологической целесообразностью: те абоненты, что перешли на электронный счет, а их в Омске уже набралось около 50 тысяч, помогают снизить потребление бумаги. Кроме того, электронный счет позволяет экономить личное время, его не нужно распечатывать, а оплатить услуги связи можно с помощью банковских карт, интернет-банкинга, веб-кошелька или же подключив систему «Автоплатеж».

Бесспорно, все это замечательно и заслуживает внимания. Но что делать тем пенсионерам, которые и слов-то таких, как «веб-кошелек», не знают и даже никогда о них не слышали? Тем более еще далеко не все из них освоили Интернет, а сесть за компьютер для большинства тех, кому за семьдесят, — все равно что готовиться к полету в космос. И таких непродвинутых граждан у нас, к сожалению, еще немало.

Одна из них — Виктория Степанова. (По ее просьбе мы не указываем настоящую фамилию нашей читательницы. — А.В.) В свои без малого восемьдесят лет она до сих пор с кнопками своего простенького мобильного телефона, который ей подарили три года назад, разобраться не может. А про компьютерную грамотность и подавно говорить не приходится. Она даже обычному калькулятору предпочитает бухгалтерские счеты с костяшками. Поэтому и рассказывать ей про удобство интернет-банкинга и веб-кошелька -дело, прямо скажем, абсолютно бесперспективное. Ей нужна та самая, напечатанная на бумаге, квитанция с понятными ей цифрами, которую она заполнит и оплатит на почте.

Такая квитанция ей нужна еще и потому, что она является вдовой ветерана Вооруженных сил, а Министерство обороны в числе прочего компенсирует ей часть платы за переговоры по стационарному телефону. Так что для нее и таких, как она, это не просто бумага, а еще и документ отчетности, который она представляет в пенсионный отдел военкомата.

За комментариями мы обратились к пресс-секретарю Омского филиала «Ростелекома» Станиславу Сумарокову. По его словам, абонент может вернуть доставку счета на бумажном носителе. Для этого ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в центр продаж и обслуживания «Ростелекома». Поэтому нашей читательнице так или иначе, но все же придется ехать в ближайший центр продаж. А учитывая возраст и состояние здоровья, эта задача предстоит не из легких.

Конечно, сама мысль об отказе от пересылки бумажек верная. Это сократит расходы, время на доставку, да и просто удобно. Но, повторим, только для тех, кто владеет компьютером и имеет хороший Интернет. Остальным, как можно предположить, в том числе и жителям сельской глубинки, где с Интернетом до сих пор еще не все в порядке, будет непросто.

КСТАТИ

Томское УФАС усмотрело в действиях ОАО «Ростелеком» нарушение ФЗ «О защите конкуренции». Оператор связи в одностороннем порядке решил прекратить рассылку бумажных квитанций своим абонентам. Как подчеркнул заявитель, обратившийся в УФАС, бумага является документом, подтверждающим обязательства абонента перед ОАО «Ростелеком» и детализирует предоставленные услуги. Специалисты УФАС подтвердили: в действиях компании есть нарушения. В абонентском договоре «Ростелекома» обозначено, что счета должны доставляться Почтой России до почтового ящика. Отмена рассылки квитанций со стороны оператора, по сути, изменение условий договора без заключения дополнительного соглашения. Антимонопольный орган предписал ОАО «Ростелеком» возобновить доставку счетов-квитанций на бумажном носителе до почтового ящика абонентам, у которых в договоре прописана почтовая доставка квитанций, и тем. кто не выбрал иной способ получения счетов.