«РИМ» ЗАКРОЕТ ОМСКИЙ ВОКЗАЛ

Сквер на крыше показался архитекторам сомнительным «лицом города»

Градостроительный совет рассмотрел концепцию реконструкции привокзальной площади, представленную директором архитектурного ателье «РИМ» Олегом ФРЕЙДИНЫМ. В проекте обнаружена масса изъянов
К юбилею Омска власти задумали изменить «лицо города» — привокзальную площадь. Она застраивалась в четыре этапа. В начале XX века, когда прокладка Транссиба только завершилась, здесь стояла Троицкая церковь. В 30-е годы ее снесли, воздвигнув на этом месте стандартный памятник вождю мирового пролетариата существующее поныне здание отделения железной дороги. В 50-е было отстроено новое здание вокзала, а в начале этого века построен пригородный вокзал, и площадь приобрела нынешний вид.

Однако вид этот весьма непригляден и не отвечает имиджу миллионного города. Если смотреть с проспекта Маркса, слева площадь портит затрапезное здание сортировочного узла Почты России, справа — не лучшего состояния трехэтажный жилой дом постройки конца 20-х годов, а по центру площадь и сам вокзал вообще не видны, так как обзор перекрывает здание, где размещается. Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Реконструкция предполагает кардинальное изменение площади, ее открытие взору гостей города и омичей. Прежде всего, будет снесено бывшее здание отделения железной дороги, его демонтаж уже начался. Будут вынесены две трансформаторные станции, остановки транспорта, многочисленные торговые павильоны и киоски, многие из которых стоят здесь незаконно, рекламные конструкции. Здание Почты России приобретет другой вид: его достроят четырехэтажным зданием, в котором на двух этажах разместится торговый центр, еще на двух — бизнес-центр и
небольшая гостиница. А вот жилой дом авторы концепции предлагают оставить, так как его снос связан с расселением большого количества приватизированных квартир. Однако коллеги-зодчие в большинстве своем уверены, что этот дом здесь оставлять нельзя.

Основная идея концепции Олега Фрейдина сводится к сооружению на месте здания отделения железной дороги общественного комплекса с выходом на проспект Маркса и на вокзал, куда можно будет также попасть через подземные переходы. Под комплексом будет размещен паркинг на 465 автомобилей, а на его кровле — сквер с небольшим водоемом. По мнению авторов проекта, это создаст у гостей Омска ощущение, что они попали в город-сад.

Однако это предложение вызвало жесткую критику зодчих. По их мнению, комплекс закроет вид на вокзал, что недопустимо. Размещение же сквера на Крыше весьма сомнительно ввиду огромной нагрузки на нее. Кроме того, непонятно, как деревья будут выживать по соседству с вентиляционными выходами и прочими инженерными коммуникациями, необходимыми для функционирования комплекса.

Вопроса, что делать с памятником Ленину, по сути, не возникало — на этом месте он будет смотреться как дырка на картине. Бывший мэр Омска Геннадий ПАВЛОВ предложил поставить здесь монумент строителям Транссиба. Предложение заслуживает внимания, но для него надо найти соответствующее пространственное решение.

Общий скепсис по отношению к представленному проекту выразил главный архитектор города Анатолий ТИЛЬ.

На мой взгляд, поставленная задача не решена, — сказал глава профильного департамента. — Необходимо раскрыть пространство перед вокзалом, а здесь этого нет. У нас цель — не очередной торговый комплекс с гостиницей построить, а привокзальную площадь, достойную города-миллионника. То, что я вижу, для города с 200-300 тысячами населения, может, и сгодится, но не для Омска.

Градостроительный совет принял решение основательно доработать концепцию, уделив больше внимания максимальной подземной урбанизации. Но, учитывая споры на столь ранней стадии проектирования, закрадываются большие сомнения в том, что в 2016 году гости Омска, сойдя с вокзальных перронов, увидят «лицо города» таким, каким его хотели бы видеть архитекторы: времени осталось слишком мало.

КОММЕНТАРИИ

Альберт КАРИМОВ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук:

Решение несколько банальное, привнести что-то исключительное, отличное от других площадей, здесь не получилось. Жилой дом, безусловно, надо сносить, но я бы подумал насчет восстановления Троицкой церкви — очень красивый храм был.

Михаил ПАРФЁНОВ, заслуженный архитектор РФ:

Привокзальная площадь существует для пассажиров, все остальное вторично. Из этого и надо исходить, сделать площадь максимально удобной для тех, для кого она предназначена.

Юзеф МОСЕНКИС, координатор Национального объединения проектировщиков России по СФО:

— На мой взгляд, не стоит приурочивать реконструкцию площади к какой-либо дате. 1916 год — сегодня уже нереально. Лучше сделать все качественно, чем быстро, а потом за головы хвататься.

Татьяна СТОЛБОВА, директор института «Гораройпроект»:

— В Омске очень мало площадей в полном понимании этого слова. Терять привокзальную нам ни в коем случае нельзя. А здесь мы ее теряем. Что это за площадь, если ее не видно омичам?