НЕУДОБНАЯ ПРИНЦЕССА ИВОННА

На прошлой неделе Лицейский театр представил премьеру - спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская» по пьесе классика польского авангарда Витольда Гомбровича

Крайне уставший от жизни принц Филипп встречает Ивонну — молчаливую безропотную девушку с повадками аутиста — и немедленно решает на ней жениться, отчасти из садистских побуждений, отчасти ради эпатажа. Постепенно в принце просыпается вкус к жизни и множество различных чувств к Ивонне, а в его родителях, королевской чете, — память о забытых грехах молодости и стыдливое желание поскорее прикончить странную принцессу.

Знаменитая пьеса польского авангардиста превратилась в постановке Лицейского в трагикомическую историю с элементами эстрадного юмора, происходящую где-то в фантастическом мире грёз. Неподготовленному зрителю постановка местами может показаться непростой, а все происходящее на сцене — абсурдным и нелогичным. И это нормально: текст Гомбровича едва ли можно назвать доступным. Да и для самих лицеистов «Ивонна» стала серьезным испытанием.

Спектакль должен был стать продолжением творческого союза лицеистов с польским театром XI и Анной ДЗЕДИЧ, преподавателем и режиссером актерской школы Макульских в Варшаве. В 2011 году они познакомились и подружились на фестивале в Гренобле и решили сделать так, чтобы режиссер одного театра приехал и сделал спектакль с артистами другого. Так в феврале польские зрители увидели мольеровского «Лекаря поневоле» в постановке худрука Лицейского Сергея ТИМОФЕЕВА. Весной Анна Дзедич должна была приехать в Омск и поставить с артистами Лицейского театра «Ивонну». Премьера ожидалась в мае, однако обстоятельства вмешались и откорректировали планы. Сначала из-за болезни мамы не смогла приехать Анна Дзедич, и за постановку взялся Сергей Тимофеев. Затем и дата премьеры по разным причинам значительно отодвинулась.

Получается, что «Ивонну» мы делали практически на ходу. Фактически мы работа-ли над ней пять месяцев, это огромный промежуток, но в него вошло так много разных событий, что на деле у нас оставалось очень мало времени на репетиции.

По словам Тимофеева, сложной оказалась и сама пьеса: режиссер и артисты впервые столкнулись с драматургией такого уровня. Как результат-пока Тимофеев называет удачным только один из трех прошедших показов и говорит, что работа над постановкой продолжается.

— Можно рассуждать, современна эта пьеса или нет. Чтобы реализовать себя в этом мире, ты иногда лжешь, лукавишь, надеваешь какие-то маски, понимая, что все это не делает тебя лучше. Мы все мечтаем быть в гармонии с собой и окружающим миром. И однажды такая возможность возникает — появляется Ивонна, человек абсолютно гармоничный, без желания толкаться локтями, добиваться чего-то, ей достаточно воздуха и солнца. Это такая абсолютная надежда на бога. И следом за такой возможностью возникает вопрос: сказать, что ты хочешь жить в гармонии, в правдивом мире, — это одно. А на самом деле так жить? Сможешь ли ты? Я задаю его себе, а заодно и всем — и не нахожу ответа. Мы боимся гармонии, боимся себя настоящего. Мы замусорены ложными ценностями — и от этого у нас все беды. И оживление начнется тогда, когда мы перестанем бояться завтрашнего дня. Так современная это история или нет?