ТРИСТА МЕТРОВ, КОТОРЫМИ ГОРДИТСЯ ОМСК

Градостроительный совет Омска одобрил концепцию реконструкции Любинского проспекта

Обсуждение концепции реконструкции Любинского проспекта перешло в финальную стадию. На прошлой неделе своё мнение высказали члены градостроительного совета Омска, теперь предстоят дебаты на таком же совете областного уровня, и пора браться за конкретное дело -| проектирование и саму реконструкцию, время не терпит.

По главной улице гранитом

Надо сказать, проектировщики из питерской строительной компании «ИдеалСтрой» довольно внимательно прислушиваются к мнению омских коллег. Прошла всего неделя после обсуждения реконструкции главной улицы города с местным профессиональным сообществом архитекторов, а в первоначальные свои предложения питерцы уже внесли коррективы, согласившись с рядом замечаний, высказанных на совете в омском отделении Союза архитекторов России.

Главный архитектор проекта «ИдеалСтроя» Алексей НИКАНДРОВ представил доработанную концепцию реконструкции проспекта, отметив основные ее задачи: не разрушить силуэт улицы и избежать архитектурных нестыковок с современными элементами, которые неизбежно должны появиться.

В целом представленный материал и отдельные его аспекты были встречены положительно, однако ряд разногласий все же остался. Питерские архитекторы видят Любинский проспект парадным, преисполненным имперского величия, что, наверное, естественно для зодчих из города, который 200 с лишним лет был столицей Российской империи. Поэтому они предлагают гранитное мощение, другие элементы, характерные для парадного стиля.

Омичи же считают свою любимую улицу больше купеческой, торговой, какой она, собственно, и была изначально, и полагают, что на граните можно было бы и сэкономить, а средства потратить на что-то другое. Но это вопрос не из самых принципиальных, в конце концов, нет ничего плохого, если в городе будет хоть один красивый и долговечный тротуар с покрытием, отличающимся от постоянно крошащейся плитки.

Гораздо более горячие дискуссии, как и ожидалось, вызвал вопрос парковки автомобилей. Архитекторы «ИдеалСтроя» по-прежнему считают ее здесь вполне уместной, предлагая лишь вместо парковки машин «елочкой» расстановку вдоль обочины. Большинство омичей возражает против парковок вообще. Аргументы питерцев, что это оживит улицу, сделает ее более привлекательной для коммерсантов, звучат не очень убедительно. На Елисейских Полях никто не паркуется, хотя они пошире Любинского раз в пять-шесть, а с «оживлением» там все в порядке.
Конкурс — хорошо, а работа — лучше

Участники градсовета высказали ряд предложений, может, и не бесспорных или требующих дополнительных средств, которых нет. Известный омский строитель Виктор ВДОВИН обратил внимание на то, что с Юбилейного моста крайне неприглядно выглядит набережная Оми, и, если ее не обновить, вид на Любинский проспект будет весьма непрезентабельным. На это ответил мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ: «Мы уже сделали набережную между мостами, в этом году сделаем и от Юбилейного до устья Оми». Глава ассоциации работников торговли Борис СВАТКОВ предложил перекрыть крышей участок улицы К. Либкнехта между Любинским и Гагарина, что сделает ее более уютной, однако где взять на это деньги, не совсем ясно.

Слово получили и представители инициативной группы «ЛУЧ», возражавшие против нынешнего подхода к реконструкции проспекта. Их лидер Павел АКИМОВ упирал на то, что в предложенной концепции «мало продумано нахождение человека», а чтобы такое упущение исправить, необходим открытый конкурс, на который будет представлено несколько проектов, их потом и надо широко обсуждать. В принципе, конкурс дело хорошее, но у нас нет на него времени, если мы хотим видеть обновленный Любинский проспект к юбилею, надо браться за работу уже сегодня.
О Музейной замолвили слово

Архитектор Богдан МРЫГЛОД затронул смежную тему. Он представил концепцию благоустройства улицы Музейной, которую трудно рассматривать в отрыве от Любинского проспекта, тем более что здесь планируется открыть «омский Эрмитаж». Полвека назад на Музейной был разбит сквер Мичурина с цветниками, зеленью, скамейками для отдыха, здесь собирались студенты близлежащих вузов и техникумов. Постепенно все пришло в запустение. «Раньше здесь отдыхали люди, а теперь — автомобили», — с грустью сказал Мрыглод. Восстановление прежнего облика этой улочки, соединяющей Любинский проспект с Партизанской, очень хорошо вписалось бы в идею обновления центра города.

Любинский проспект, чья длина составляет всего каких-то 300 метров, объединяет три части — торговую с магазинами, кафе и ресторанами, культурную с музеем им. Врубеля и драмтеатром и парковую. Музейная улица может дополнить этот ансамбль, сделать его более привлекательным для людей. Конечно, некоторые предложения по ее благоустройству — дело будущего. Красиво смотрелись бы «висячие сады», бесспорно, нужен подземный переход у памятника Ленину (хотя вместо вождя, развязавшего Гражданскую войну, гораздо уместнее было бы отдать дань много сделавшему для города генерал-губернатору Гасфорду, тем более что именно в память о его безвременно скончавшейся супруге Любе была названа роща, а потом возникший на ее месте проспект), но на все это пока нет средств.

В то же время мэр Омска пообещал изыскать ресурсы на благоустройство Музейной, которая, к сожалению, выходит за границы финансируемых Газпромом работ.

Подводя итоги обсуждения, главный архитектор города Анатолий ТИЛЬ отметил, что «ИдеалСтрой» не стал игнорировать мнения омских архитекторов и учел многие из них. Теперь из фазы говорильни можно переходить к делу. По мнению Вячеслава Двораковского, очень хорошо, что было выслушано общественное мнение. Пусть оно не во всем совпадает с мнением профессионалов, но ряд высказываний вполне разумен, а главное — проектировщикам стало более понятно, что именно хотят омичи.

КОММЕНТАРИИ

Владимир МАЛЬЦЕВ, председатель архитектурного совета Омского отделения Союза архитекторов России:

— На основе представленного материала есть над чем работать — над подпорными стенками, характером мощения. От парковок желательно избавиться. Надо привлечь омских искусствоведов для определения колористического решения фасадов. Охватить всю территорию центра за счет Газпрома нереально, на примыкающих к Любинскому проспекту участках надо провести благоустройство силами города и области. В целом, считаю, представленную концепцию с учетом замечаний вполне можно принимать.
Светлана ШЕВЧЕНКО, заместитель главного архитектора Омска:

— Понимаю, что границы реконструкции жестко определены, но в концепции нам никто не мешает посмотреть на весь комплекс Любинского проспекта шире. Предложить, где разместить парковки, например во внутренних двориках, ведь в том же Питере они работают. Надо выявить проблемные места и попробовать найти решение, а когда оно будет реализовано -это уже другой вопрос.