Новые проездные в Омске появятся с 1 мая. Чем грозит горожанам такое нововведение, какие сулит плюсы и минусы и за чей счет «банкет»?
Шаг вперёд
Омичи привыкли к бумажному проездному, а тут на тебе -электронный. Казалось бы, ну зачем он нам, для чего и нужно ли искать добра от добра?
— Автоматизированная система оплаты проезда предназначена для безналичных расчетов в общественном транспорте, — пояснил заместитель директора городского департамента транспорта Вадим КОРМИЛЕЦ. -Она состоит из процессингового центра, оснащенного программным обеспечением, собственно проездного билета — пластиковой электронной карточки и приемного устройства — терминала.
Многофункциональные терминалы модели New 8110 в Омске уже появились. Они чуть больше обычных и могут распечатывать чеки. В каждом из них будет указано время поездки, ее стоимость и маршрут, наименование перевозчика, вид транспорта, а также остаток денег на карте. В обычном билете такой информации нет.
Вопреки сплетням и слухам, закупка New 8110 — это вовсе не чья-то блажь или выгода. Приобретать новые терминалы пришлось бы в любом случае, ведь срок действия терминалов предыдущей закупки истек еще в прошлом году. А если так, то зачем нам аппаратура старой модели, когда на рынке уже появляется новая? Не желая топтаться на месте, омские транспортники сделали большой шаг вперед. Но все-таки не такой, чтобы напугать горожан.
По внешнему виду электронные проездные и в самом деле не страшные. Внешне они похожи на банковские карты. Снимать с них деньги за проезд станет кондуктор, вооруженный уже упомянутым терминалом. В общем, все просто и ясно.
А главное — выгодно.
Сплошная экономия
Всего будет четыре вида электронных проездных: для школьников, для студентов, для граждан без льгот и для пенсионеров. Также карты различаются по типу оплаты.
Первый — это так называемый электронный кошелек. Принцип работы такой же, как у мобильного телефона. То есть «закинули» денег на карту, и можно кататься, пока они не закончатся. Когда же счет опустеет, его нужно пополнить, и снова в дорогу — в автобус, троллейбус или трамвай.
Такие проездные билеты предусмотрены для всех вышеперечисленных категорий, -пояснил Вадим Геннадьевич. -Причем рассчитываться с их помощью омичам будет выгоднее, чем наличными.
Если мелочью за проезд мы по-прежнему будем платить 18 рублей, то для владельцев таких проездных одна поездка обойдется всего лишь в 17. Студенты с пенсионерами, которым полагается льготный проезд, станут платить по 16, а школьники — по 12 рублей.
Второй тип проездного билета — безлимитный. Раз в месяц положил на него определенную сумму, и можно ездить сколько угодно. Предполагается, что для школьников эта сумма составит 680 рублей, для всех остальных — полторы тысячи.
И, наконец, третий тип проездного билета рассчитан на определенное количество поездок. При этом скидка за каждую из них будет доходить до трех рублей. То есть у омичей опять-таки появляется возможность для экономии.
К тому же пользоваться новыми проездными станет намного удобнее, чем лазить в карманы за мелочью.
Что? Где? Когда?
Уже в апреле электронные транспортные карты поступят в продажу. Стоимость их будет невысока — 50 рублей, срок использования — 3-4 года. Приобретать саму карту надо заранее и за собственный счет.
Сделать это можно будет прямо на остановках, в киосках, где сейчас продают обычные проездные. Впрочем, нельзя исключать, что распространять транспортные карты будут и в других пунктах реализации, которые появятся позже. Более подробная информация появится ближе к маю.
Пополнять «электронные кошельки», а также безлимитные проездные станут сами владельцы. Как уже говорилось, на безлимитную карту для школьников придется вносить ежемесячно по 680 рублей. На карту для граждан — полторы тысячи. Сделать это можно будет в течение последних 5-10 дней каждого месяца и потом смело передвигаться в трамваях, автобусах и троллейбусах. При этом владельцам таких проездных уже не надо будет судорожно шарить по карманам и сумкам в поисках мелочи для кондуктора. Это во-первых, а во-вторых, пассажиры, достающие деньги из кошелька во время движения, не станут падать, как кегли, на пол при каждом толчке. И, наконец, те деньги, которые ему дает мама для оплаты проезда.
Снять их с электронного проездного постороннему человеку нельзя.
И в маршрутке — тоже!
Сегодня восстановить утерянный проездной — увы — не получится. Это обычный, а вот электронный теоретически можно. Он, в отличие от предшественника, сделан не из бумаги. По сути, это обычная банковская карта со всеми ее преимуществами. Да, пока такой проездной обезличен, однако со временем может стать персональным. В этом случае утерянный билет просто-напросто заблокируют, а деньги переведут на новую карту.
Также планируется, что в будущем обладатели транспортных карт смогу» ездить по ним даже в маршрутных такси. Для обилечивания таких пассажиров в каждой маршрутке, как и в городском общественном транспорте, появятся терминалы. А на самих машинах — специальные знаки. Зато у «нелегалов» их точно не будет.
• Введение электронных транспортных карт поможет нам выдавить с рынка нелегальные маршрутные такси, — раскрыл «военную тайну» Вадим Геннадьевич. — С одной стороны, их станет видно издалека, а с другой — омичи начнут бойкотировать такие машины.
Действительно, зачем платить 18 рублей непонятно кому за поездку в «капсуле смерти», если можно проехать в нормальной машине, заплатив меньше?
В общем, ну всем хорош новый способ оплаты проезда. А как оно будет в реальности, время покажет.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей Владимирович ТКАЛУН, директор МП «Электрический транспорт»:
— Введение автоматизированной системы оплаты проезда с использованием транспортных карт предусматривает точный учет всех поездок. Это позволит нам выяснить, сколько именно пассажиров перевезли. Таким образом, мы сможем точно определить себестоимость каждой поездки. Кроме того, электронные проездные позволят четко отслеживать пассажиропотоки по всем направлениям и грамотно регулировать график выпуска троллейбусов на маршруты. Там, где людей ездит больше, мы можем добавить машин, а там, где поменьше, — наоборот, сократить их выпуск на линию.